Видение концепции Цифровой Двойник в терминах «Индустрии 5.0». Агентный планировщик и симулятор. ds.. ds. ml.. ds. ml. агенты.. ds. ml. агенты. геймификация.. ds. ml. агенты. геймификация. имитационное моделирование.. ds. ml. агенты. геймификация. имитационное моделирование. интегрированные сервисы.. ds. ml. агенты. геймификация. имитационное моделирование. интегрированные сервисы. мультиагентные системы.. ds. ml. агенты. геймификация. имитационное моделирование. интегрированные сервисы. мультиагентные системы. планирование.. ds. ml. агенты. геймификация. имитационное моделирование. интегрированные сервисы. мультиагентные системы. планирование. симулятор.. ds. ml. агенты. геймификация. имитационное моделирование. интегрированные сервисы. мультиагентные системы. планирование. симулятор. цифровой двойник.

Вводная

Если разбираться в тонкостях применимости понятия цифровой двойник к разным сущностям от человека до планеты, то любой заинтересованный человек будет активно защищать – применимость, а незаинтересованный скорее всего будет говорить про – неприменимость. Для себя я определил интересные области применимости ЦД, это сущности которые имеют под собой процессы планирования. Вначале попробуем разобраться с терминологией Индустрии 4.0, те самые хайповые определения, в них я не буду затрагивать AR/VR и аддитивные технологии (3д печать) – каждый раз себе представляю человека сидящего в шлеме VR перед 3Д принтером =)

Терминология

IIoT платформа собирает Big data
IioT даёт данные для ЦД
ЦД нужен для единой удобной точки доступа к оперативным данным и данным предиктивного анализа работы тех самых обученных ML и нейронок. (Вполне резонный вопрос напрашивается – если в Scada на мнемосхемы выводить результаты работы предиктивной модели, станет ли она от этого ЦД?)
Big data нужна для ML ( обучение простых и сложных алгоритмов ИИ ( scikit-learn, boosting, нейроночки, deep learning, трансформеры, LLM)
Обученные модели могут использоваться и как отдельные ИИ агенты и как блоки с входами и выходами в имитационных моделях.

ЦД. Имитационные модели > (симуляторы)

Всевозможные виды компаний имеющих планирования, можно разделить на такие основные блоки (процессов) которые могут быть интересны в создании имитационных моделей и единого ЦД Компани:

  • Продажи

  • Бюджетирование

  • Кадры (HR процессы)

  • Снабжение (логистика)

  • Отгрузка (логистика

  • Когда снабжение отгрузка сложные – превращается в управление цепочками поставок

  • Складская логистика

  • Производство

  • Контроль качества

  • Обслуживание и ремонты

Каждая из них может описываться отдельной имитационной моделью, имеющей связи с другими. С одной стороны это так называемое интегрированное планирование. А с другой симулятор компании.
Имитационная модель может строиться как человекочитаемыми блоками, так и черными ящиками ввиде отдельных мини-моделек ML/DS соединённых последовательно. Иногда их называют гибридными моделями, иногда суррогатными:
https://habr.com/ru/companies/etmc_exponenta/articles/663578/
ML/DS модельки могут заменять как небольшие блоки имитационной модели, так и условно весь блок Продаж целиком и выдавать некие результаты в ответ на входящие данные.
Построив различные имитационные модели, мы получаем симуляторы разного уровня интегрированности, вплоть до симулятора компании. И можем меняя различные стартовые значения моделей производить симуляции сценариев “что если”.
Сообственно для валидации м улучшения качества работы имитационных моделей и нужны фактические данные. Чтобы понимать где ошибка. План-факт анализ. Цикл Деминга для повышения качества имитационных моделей(симуляторов)

ЦД. Планирование

Вручную перебирать варианты “что-если” конечно интересно, но скорее всего крайне утомительно, особенно если это интегрированная имитационная модель.
Тут то и появляется возможность для автоматизации и далее автономизации процесса при помощи мультиагентов.
Тут нужно в очередной раз разделить понятия агент ИИ и просто агент. ИИ агент это некий сложный алгоритм который тяжел с точки зрения используемых вычислительных ресурсов и способен выполнять сложные действия (аналогия с RPA роботами автомитации процессов). Просто агенты это лёгкие с точки зрения ресурсов сущности, которые придают сущностям планирования некую разумность. То есть заказы, ресурсы и задачи выступают не как некое множество над которыми производят действия какие то центральные сущности. А у каждого заказа, ресурса и задачи появляется свой индивидуальный простой агент, с несложной логикой.
У заказов появляются агенты, агенты заказов создают агенты ресурсов и задач потребностей, а у станков, роботов и других объектов необходимых для решения задач – появляются агенты возможностей.
Далее эти агенты начинают производить аукционы и переговоры используя при этом внутреннюю виртуальную или реальную валюту. Перестраивают расписания если агент заказа видит что может продать купленные ресурсы другому агенту заказа. По каждой договоренности появляется контракт.
https://www.kg.ru/library/articles/smart-factory/

ЦД. Планировщик + симулятор

Видов аукционов и поведения агентов существует большое множество (ниже добавил список книг с теорией). Как из них выбрать лучшие? Как найти универсальный или какой то набор определенных аукционов и поведения агентов для разных блоков даёт лучшие результаты?

Для всего этого нужен непрерывный цикл тот самый Деминга, только мы запускаем в отличие от классического план-факт анализа – живую систему которая старается максимизировать метрики в нее заложенные. Различные алгоритмы и подходы над запуском настроек правил симуляции. Получение результатов, оценка, изменение настроек и новый запуск

Геймеры – это новая нефть

Ещё одним возможным способом поиска решений кроме использования алгоритмов – является реализация игр для простых пользователей, любящих сложные симуляторы, с возможностью получать реальные деньги или пускай даже крипту, за нахождение лучших результатов. Человек отыгрывает своего рода роль директора компании с использованием реальных настроек алгоритмов описанных выше, но с добавлением игровых моментов вроде 3д объектов и всяких случайных событий, чтобы это было все же игрой и в нее было интересно играть. Эдакий Digital Twin Tycoon =)
Поиск решений при помощи лояльных пользователей продукта.

Литература

  • An introduction to multiagent systems – Michael Woodridge

  • Multiagent systems (algorithmic, game-theoretic and logical foundations) – Yoav Shoham

  • Как управлять сложными системами – Ржевский, Скобелев

  • Статьи по теме https://www.kg.ru/library/articles/

Автор: Elpiti

Источник

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100