Как компания, получившая генетический материал Снуп Дога и Опры Уинфри, стала лидером рынка, а потом обанкротилась. 23andme.. 23andme. генетика.. 23andme. генетика. генетические тесты.. 23andme. генетика. генетические тесты. история.. 23andme. генетика. генетические тесты. история. предприниматель.. 23andme. генетика. генетические тесты. история. предприниматель. стартапы.
Как компания, получившая генетический материал Снуп Дога и Опры Уинфри, стала лидером рынка, а потом обанкротилась - 1

Фирма была основана в 2006 году супругой сооснователя Google Сергея Брина Энн Вожицки (в другой транскрипции — Анной Войжитски).

Идея 23andMe пришла к ней во время «ужина миллиардеров» в Калифорнии. Вожицки спрашивала присутствующих: не фиксируют ли они негативных явлений после того, как поели спаржи. Большинство недоуменно молчали. Однако вопрошающая знала, о чем говорила: чувствительность к запаху метилмеркаптана (метантиола), образующегося при метаболизме спаржи, связана с генетикой. Такие познания Вожицки были понятны: она долгое время работала в фонде, профиль которого — инвестиции в биотехнологические компании.

Предпринимательница решила обратить эти имеющиеся знания себе на пользу, создав стартап 23andMe.

Он предлагал клиентам сдать их генетический материал (слюну). За небольшую плату (в 2025 — 119 долларов, в 2013 году — 99, в 2008 — 399, до 2008 — 999) проходил анализ полученного. Эксперты фирмы выделяли ДНК, проводили генотипирование, а клиенту отправляли полноценный «генетический паспорт», содержащий информацию о предрасположенности к возможным заболеваниям (например, болезни Альцгеймера, астме и многому другому).

Привлекательность проекта строилась и на личном продвижении: Вожицки устраивала вечеринки, приглашая звезд кино, эстрады, миллионеров. У всех их брали анализ слюны. Кто только не плевал в пробирки: Наоми Кэмпбелл, Руперт Мердок и многие другие. В 2012-2013 годах, когда ценник на услугу стал меньше 100 долларов, Вожицки испытала бум спроса. Она даже захотела расширяться, разместив свои товары на полках сети универсамов Target.

Схема из патента компании

Схема из патента компании

Однако успех внезапно закончился. В 2013 году брак с Брином официально распался, а Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) потребовало прекратить продажу медтестов в рознице. Вожицки решила проигнорировать письма от госоргана и это стало ее ошибкой. FDA своим публичным предупреждением фактически заблокировало коммерческую деятельность стартапа до того момента, пока фирма не докажет надежность разработки.

Удар, нанесенный контролерами, был ошеломительным. Основательнице 23andMe пришлось в течение нескольких лет восстанавливать доверие потребителей. Позже в интервью она говорила, что конфликт с госорганом — это все равно что «отказаться разуться в японском доме»: «Неважно, считаешь ты себя правой или нет. Ты неправа…»

В 2015 году проекту вновь улыбнулся успех. FDA позитивно восприняло отчет 23andMe о редком заболевании — синдроме Блума, увеличивающим риски возникновения онкологии (Вожицки, кстати, является его носительницей). Используя этот отчет, стартап доказал FDA, что тесты корпорации заслуживают доверия (именно поэтому фирме разрешили продавать отчеты о генетической предрасположенности напрямую клиентам). 

Восстановленные отношения с контролирующими инстанциями повлияли на бизнес позитивно. Фирма начала взаимодействовать с крупнейшими фармгигантами — Genentech и Pfizer.

Продавая им (и другим) анонимные данные клиентов, Вожицки параллельно занималась еще одним направлением — она собрала исследователей для работы с имеющейся информацией по тысячам пациентов с целью проведения клинических испытаний по заказу фармкомпаний.

В 2017 году — 23andMe добилась успеха сразу на нескольких направлениях: во-первых, FDA позитивно оценило отчет о рисках для здоровья (клиенты, сдав генетический материал, могли узнать, есть ли у них вероятность возникновения тромбозов или болезни Паркинсона); во-вторых, телеведущая и актриса Опра Уинфри публично призналась, что набор 23andMe за 99 долларов — это ее любимая вещь.

Вполне очевидно, что такая мощная PR-поддержка (в совокупности с благожелательностью властей) оказала влияние на спрос. К марту 2025 года — 15 млн человек прошли тесты 23andMe.

И почему же компания рухнула?

Тут сказалось несколько факторов:

Корпорация никогда не была прибыльной. Ее старт обеспечил супруг Вожицки Сергей Брин: он инвестировал в начале пути почти 4 млн долларов. В 2021-м — фирма вышла на биржу, пытаясь свести концы с концами. Первая реакция инвесторов на проект была позитивной: рыночная стоимость 23andMe достигла на пике почти 6 млрд долларов. Однако удерживать клиентов компания не могла: приобретающим было достаточно одного набора для тестирования ДНК, покупать десятки тестов никто не планировал. Компания пыталась модифицировать привлечение средств, пробовала подписочные модели, но и они не привели к успеху.

Проект подтачивали проблемы и в информационной безопасности. В 2023-м — хакеры вскрыли базы данных 23andMe, деанонимизировав почти 7 млн клиентов. Это дело дошло и до суда, который начался в сентябре 2024 года. 23andMe урегулировала конфликт, заплатив 30 млн долларов, но очередной неприятный осадок остался (например, ранее, чтобы пострадавшие не могли обратиться в суд, корпорация в одностороннем порядке скорректировала свои условия сотрудничества).

Схема из патента компании

Схема из патента компании

 Общественность отреагировала как на утечку, так и на последующее судебное разбирательство негативно: подобные неблагоприятные операции потенциально могут грозить фактическому «снятию покровов» не только с тех, кто сдал свой материал, но и с их родственников, которые, возможно, даже не давали согласие на какой-либо медицинский анализ подобного формата.

Через два месяца после прекращения судебного противостояния, связанного с утечкой персональных данных, фирма уволила почти 40% персонала (200 сотрудников).

Что еще повлияло в 2024-м на компанию?

Вожицки стремилась создать исключительно частную корпорацию, продав стартап какой-нибудь третьей стороне. Такая политика вызвала недовольство со стороны совета директоров. Топ-менеджмент, выступив против трансформации, предложенной основательницей, подал в отставку.

В сентябре Вожицки изменила свою позицию. Она заявила, что продавать 23andMe она не собирается, а хочет выкупить компанию сама. Возможно, что денег ей на это хватит: состояние Вожицки оценивалось в 270 млн долларов. А последнее мартовское предложение предпринимателя за компанию: 41 цент за акцию или 11 млн долларов за всю фирму.

Юристы указывают, что даже при таком выкупе — корпорация все равно остается финансово нестабильной.

При этом никто не гарантирует сохранность полученных фирмой персональных данных.

Директор по исследованиям и разработкам продуктов в Consumer Reports’ Innovation Lab Джинни Фахс (Ginny Fahs), комментируя ситуацию, говорит, что при неблагоприятном исходе сведения вполне могут быть использованы против клиента: например, страховщики, к которым человек обратится, откажут ему в договоре (или установят более высокую цену). Кроме того, если Вожицки удастся привлечь кого-то третьего в свое дело, то есть вероятность, что новый собственник будет обрабатывать и использовать информацию подобного формата ненадлежащим образом.

Поэтому всем клиентам рекомендуется уже сейчас удалить свои профили.

А что с объявленным заявлением на банкротство?

Это необходимо, как отметил временно исполняющий обязанности гендиректора фирмы Джо Селсавадж, для того, чтобы решить финансовые проблемы, сократив расходы и имеющиеся юридические обязательства. Вожицки все еще претендует на выкуп компании, осуществляемый под судебным надзором, в качестве независимого субъекта.

А что с патентами?

У 23andMe десятки патентов, полученных в различных юрисдикциях. В основном они касаются обработки данных и работы с генетическим материалом. 

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Поиск по программам для ЭВМ

Регистрация программы для ЭВМ

Автор: ko_ya

Источник

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100