Я люблю историю развития компьютерной индустрии. На днях мне попался к чтению цикл статей «Удивительный и забытый Palm», в которых рассказывалось, как Palm, Inc. удалось создать класс устройств на новой мобильной ОС — Palm OS, которые сначала захватили 80% рынка карманных компьютеров, а после ушли в забвение из-за принятия некоторых неверных решений.
Однако тот цикл был посвящён в первую очередь самим устройствам и операционной системе. Меня же особо привлекла ссылка на «Zen of Palm» — брошюру, содержащую философию и руководство компании Palm по разработке приложений для устройств на Palm OS.
Авторы исследовали, как должны работать КПК, чтобы пользователям было удобно ими пользоваться. Концепции, лежащие в данном документе, не теряют своей актуальности, и даже наоборот — о многих из них забыли как разработчики приложений, так и производители смартфонов. Руководство направлено на создателей приложений, которые привыкли разрабатывать большие программы, и рассказывает, как уместить большие возможности и удобство в компактные устройства.
Удивительно, как столь проработанный документ почти не имеет упоминаний в современном интернете, особенно в его русскоязычной части. Текст, который вы прочитаете ниже, является несколько вольным переводом этого документа — с сокращением многочисленно повторяющихся или малозначимых тезисов, а также с добавлением описания тех возможностей, которые не были указаны в изначальном тексте, и о которых не знает сегодняшний читатель.
Дзен Palm: проектирование продуктов для Palm OS
PalmSource, Inc. достигла непревзойденного уровня распространения Palm OS благодаря разработке философии и практики дизайна, которые позволяют создавать прорывные продукты. С самого начала в основе нашего дизайна лежали принципы практичности, портативности и целенаправленности. Они являются неотъемлемой частью культуры, а не просто броским отличительным признаком.
Они одинаково применимы как к аппаратному, так и к программному обеспечению. Мы стремимся интегрировать их настолько полно, что пользователям даже не нужно задумываться о разнице. А если вы разработчик, ваши приложения могут органично вписаться в платформу Palm OS — чтобы добиться этого, начните с той же философии дизайна и методов, которые мы используем в PalmSource.
Поначалу эта философия может показаться вам немного непривычной, особенно если вы уже разрабатывали для ПК или ноутбуков. Но в этом и смысл: карманный компьютер — это не ПК! Разрабатывая по методам PalmSource, вы научитесь создавать приложения для нового и захватывающего вида электронных устройств. Вызовы и награды тоже будут новыми. Вы вступаете в мир карманных устройств. Во вселенной «Palm Powered» они объединены тремя принципами:
-
Решения для Palm OS ориентированы на пользователя — сразу же пригодны к использованию и удобны для решения срочных задач. Покупатели не считают, что для этого потребуется полная мощность и функциональность ПК.
-
Если попытка впихнуть в карманный компьютер всевозможные функции не будет сдержана, устройство станет громоздким и его не получится легко носить с собой. По определению, КПК должен помещаться в руке — причем в человеческой руке. Покупателям КПК требуется вычислительная мощность в местах, где использовать ПК и ноутбуки неудобно.
-
Приложения для Palm OS должны соответствовать требованиям удобства и практичности, которых ожидают покупатели. У приложения должна быть чёткая цель. Платформа Palm OS — это не царство больших, неопределенных, монолитных программ. Приложение, сфокусированное на конкретной задаче, важной для пользователя, является оптимальным инструментом для её решения.
Вместо того, чтобы сразу переходить к рассмотрению особенностей пользовательского интерфейса Palm OS — расположению кнопок, иконок и т. д. — мы рассмотрим философию и практику дизайна Palm OS с высоты 10 000 футов при помощи нескольких загадок, в которых ответ, подобно дзенскому коану, может перевернуть общепринятые представления и расширит ваше понимание разработки для карманных устройств.
Философия проектирования
Вопрос: как горилла может научиться летать?

Подсказка: вы должны понять сущность гориллы.
Подумайте о различиях, присущих горилле и орлу. В силу своей сущности горилла правит джунглями, а орёл — небом. А теперь подумайте о внутренних различиях между карманными и персональными компьютерами.
Философия мира персональных компьютеров — всегда лучше иметь больше возможностей. Стив Балмер считал, что «программное обеспечение должно становиться масштабнее с каждым годом». В определённый момент вам потребуется обновить компьютер, чтобы получить преимущества от такого подхода.
В подходе главы Майкрософт размывается пользовательский опыт. Для чего предоставлять больше возможностей? Что пользователю действительно потребуется? Сколько времени потребуется на изучение новых возможностей, и не сложно ли будет не позабыть этот навык?
В карманных устройствах важнее, насколько быстро пользователь сможет решать реальные задачи. При этом пользователь не должен задумываться, стоит ли его взять с собой карманный компьютер в этот раз — в идеале, это должно быть так же просто, как надеть на себя какой-нибудь аксессуар. В отличие от ПК, КПК не может увеличиваться в размерах, весе и потреблении энергии. Пользователя КПК на самом деле не волнует, какие характеристики в его устройстве.

Типичная сессия использования ПК весьма длительна и делится на одну-несколько сессий в течение дня, большие мониторы и удобные клавиатуры направлены на сложную работу. Пользователи ПК действительно должны быть готовы выполнить сложные действия, их инструмент должен позволить решать непредвиденные ситуации.
КПК используются часто, в течение непродолжительных сессий. На КПК реальные задачи возможно решить «сейчас» только в случае отсутствия нагромождения функциональности. Вам придётся продумать, что требуется добавить в приложение, а что — исключить. Продуктивность складывается из пользы отдельных функций и общего удобства. Обилие ненужных возможностей расстроит пользователя. Возможно, вам даже придется отказаться от некоторых интересных решений ради лучшего общего впечатления пользователя.

Именно пользовательский опыт, элегантные и удобные приложения являются главной ценностью КПК, а не длинный список возможностей. Попытка уместить полноценное настольное приложение на ладони — худшая ошибка, которая неминуемо приведёт к неудаче.
Как только вы научитесь разрабатывать успешные приложения для КПК, вы начнёте получать удовольствие в переизобретении нечётко сформулированных возможностей программ для ПК, насыщенных различной функциональностью.

Как горилла может научиться летать? Только превратившись в орла.
Научиться летать — значит научиться мыслить как аэродинамическое существо, которое взлетает, набирает высоту, пикирует, скользит и приземляется.
Если вы хотите парить как орел и создавать успешные продукты для платформы Palm OS, вы должны быть готовы отбросить инстинкты, знания и опыт, которые вы приобрели, разрабатывая продукты для ПК.
Методы проектирования
Вопрос: как уместить гору в чашку?

Подсказка: а зачем помещать гору в чашку?
Вы не разгадаете вторую загадку и не создадите успешный карманный продукт, если все еще придерживаетесь мышления «больше — значит лучше». Мышление «меньше — больше» заставляет сделать шаг назад и спросить, что имеет значение. Давайте разберемся, что важно в приложениях для Palm OS.
Первый КПК от Palm стал успешным благодаря выверенному балансу в плане основных характеристик: никто до Palm не совмещал в одном устройстве малый размер, высокую скорость отклика, простоту использования, низкую стоимость при больших возможностях, хорошую автономность и беспроблемное подключением к ПК. Акцент был сделан на преимуществах для пользователя, а не технических характеристиках.
В конкурирующих устройствах Microsoft Pocket PC / Windows CE соблюдалось видение из мира классических ПК — чем больше характеристик, тем лучше. Пользовательский опыт из-за этого ухудшался.
В первые дни критики говорили Palm: «Вы, ребята, идиоты, раз не сравнялись по возможностям с ПК. Покупатели хотят больше возможностей, несмотря ни на что. И они будут принимать решение о покупке, основываясь на перечне имеющихся функций». Но разработчики Palm провели исследования, не отступили от своего и выпустили продукт, которым люди — обычные люди — могли начать пользоваться с первого дня.
Эта уверенность и прыжок веры окупились. Сейчас платформа Palm OS занимает 80% рынка карманных компьютеров. Лицензиаты PalmSource выпускают на рынок множество полезных и популярных продуктов, основанных на этих фундаментальных принципах.
Добавляемые функции должны улучшать пользовательский опыт. При их добавлении, задайте эти вопросы: насколько большую удовлетворённость получит пользователь, не запутается ли он, и сколько это будет стоить в плане аппаратных ресурсов?
Например, не стоит добавлять новую, постоянно отображаемую кнопку «меню», ведь экран КПК слишком мал. Вместо этого мы добавили ту же функциональность по нажатию на заголовок приложения в Palm OS 3.5 — такое решение не усложнит работу новичкам, но добавит гибкости продвинутым пользователям. А ещё это не требует дополнительных затрат в плане аппаратных ресурсов.
Определите проблему, придумайте элегантное решение, и избавьтесь от всего лишнего. Иногда вам придётся предлагать клиенту не совсем то, что он попросит — вы должны узнать о проблеме и решить её альтернативным способом, если имеются технические ограничения. Клиенты не всегда понимают ограничения технологий, и опыт использования именно того, что они требуют, может оказаться разочаровывающим.
Например, покупатели просили о естественном распознавании рукописного текста, но это потребовало бы слишком много мощности и, соответственно, увеличения батареи и размеров устройства. Вместо этого мы предложили «Graffiti writing» — метод ввода текста рисованием части буквы, который предлагал свой упрощённый алфавит, облегчающий обработку и ускоряющий ввод. На самом деле покупателям нужен был какой-то способ написания, который бы просто хорошо работал. Изобретение альтернативных ответов на запросы пользователей должно происходить постоянно и приводить к улучшению пользовательского опыта. В первую очередь выясните, какую задачу должен решать ваш продукт.
Не используйте технологию ради технологии. Сделайте её действительно полезной, попробуйте внедрить инновации. Ограничьтесь зрелыми технологиями, либо теми, что вы сможете заставить работать эффективно и удовлетворят пользователя.
Вы должны уметь не только учитывать пожелания клиента, но и игнорировать большую часть того, что делают ваши конкуренты. Велики шансы, что они, скорее всего, следуют общепринятым принципам. Если вы будете следовать им, вы по определению не будете внедрять инновации или отличаться.
Когда вы игнорируете общепринятые правила, вы должны быть готовы отстаивать свою точку зрения. Если ваш дизайн хорош и вы протестировали его с пользователями, не позволяйте другим людям отговаривать вас от него. Прислушайтесь к квалифицированным критикам, которые комментируют после вдумчивого анализа. Если они не понимают ваш дизайн, постарайтесь выяснить, почему это не так, и устранить все источники непонимания, доработать его. Но остерегайтесь людей, которые чувствуют себя неуютно только потому, что ваша идея не соответствует общепринятым подходам. Такие люди будут сбивать вас с толку и тянуть обратно к традиционности. Не сворачивайте с намеченного пути — успех прокладывает путь для новых инноваций, о которых мы и думать не могли!
Пользуйтесь правилом 80/20: сконцентрируйтесь на задачах, которые требуются в 80% случаев, а 20% постарайтесь проигнорировать. Придерживаясь этого правила, мы решили, что кнопка вызова приложения «Date Book» должна сразу перемещать к текущей дате — в 80% случаев пользователи хотят видеть, что у них запланировано на сегодня. В этом приложении мы также отказались от настройки сложных вариантов повторения задачи — мы учли то, что требуется большинству (установка периодических задач раз в какое-то время), но отказались от усложнения ради побочных случаев (задачу, которая будет выполняется 2-ого и 4-ого числа каждого месяца, придётся добавить дважды). Ваша задача — спросить себя, что и как часто люди хотят делать с помощью вашего приложения.
Возможно, ваше небольшое приложение не должно решать сложные проблемы — вместо этого тяжёлую работу можно переложить на программу-компаньон, установленную на компьютере. Рассматривайте КПК как устройство для быстрого доступа к содержимому и управления им, а ПК — как устройство для обработки данных и создания больших объемов содержимого. Приложение PalmSource Expense устроено именно так: оно имеет очень простой интерфейс, чтобы пользователь мог быстро записать расход вроде «Такси: $6», но после синхронизации с ПК пользователь получит итоговую сумму, конвертацию валют, печатные отчеты и т.д.
Ищите способы свести к минимуму беспорядок и организовать макеты экранов так, чтобы они не были перегружены объектами. При меньшем количестве элементов на экране пользователям легче сосредоточиться. Естественно, вы захотите, чтобы эти оставшиеся объекты представляли важные функции. Таким образом, минимизация беспорядка делает важные функции более доступными и, в конечном счете, облегчает понимание и использование приложения.
Вы также можете сделать свое приложение быстрее и проще в использовании, минимизировав количество шагов для доступа к часто используемым функциям. Если вы сможете сделать наиболее часто используемые функции доступными одним прикосновением или одним касанием, люди полюбят ваше приложение.
Но некоторые функции, связанные с риском, не стоит делать легкодоступными, даже если выполняются часто — поэтому выполнение удаления в приложениях «Address Book» и «Date Book» требует несколько нажатий для защиты от случайной потери данных. Функция создания новой записи при этом легкодоступна — симметрия не всегда важна в пользовательском интерфейсе.
Опытные пользователи готовы «копать», изучая продвинутые функции приложений. Так, в «Date Book» пользователь может начать писать время или название события при помощи Граффити, чтобы быстро создать событие — так, ввод «3» перенесёт к созданию события, начинающегося в 3:00. Это решение не загромождает пользовательский интерфейс и никогда не помешает начинающему пользователю.
Чтобы интерфейс вашего приложения был понятным и простым для каждого, соблюдайте рекомендации по построению интерфейсов Palm OS для согласованности со встроенными приложениями. Приложение должно казаться привычным даже при первом знакомстве, и каждая мелочь, которую пользователь вынужден обдумывать — это как небольшое препятствие, на которое тратится время и имеет негативный кумулятивный эффект. Если функция не имеет привычных аналогов, сделайте её интуитивно понятной и легко запоминающейся — тогда у пользователя, однажды понявшего, как она работает, больше не возникнет с ней проблем.

Как уместить гору в чашку? Извлеките алмазы и оставьте всё остальное (нужны ли вам камни и грязь?)
Создайте продукт, который делает то, что нужно людям, но не обязательно то, что они просят сразу. Сделайте его полезным и элегантным: минимизируйте беспорядок, сократите количество шагов для выполнения обычных задач, скройте рискованные функции и ненавязчиво включите продвинутые функции.
Утверждение проекта
Вопрос: как кузнецу научиться создавать идеальную подкову?

Подсказка: смирение освещает путь к знаниям.
Эта загадка связана с проверкой дизайна пользовательского интерфейса вашего продукта. В каждой книге, когда-либо написанной на тему дизайна пользовательского интерфейса, подчеркивается важность пользовательского тестирования.
Если вы относитесь скептически к необходимости тестирования пользовательского интерфейса, задумайтесь о том, насколько ваши клиенты отличаются от вас и вашей команды инженеров и дизайнеров. Вы понимаете компьютерный мир, но пользователи компьютеров и КПК могут чувствовать себя с ними некомфортно, не любить пользоваться ими, иметь другие интересы.
Чтобы понять, что значит испытывать дискомфорт при работе с компьютером, попробуйте представить себе мир, в котором новое, более эффективное средство разработки программ требует от вас знания французской литературы или философии. Представьте, что вы пытаетесь скомпилировать свое приложение и видите сообщение об ошибке, в котором говорится: «Эпифеноменальное событие. Повторите попытку, используя декартовский дуализм». Вы думаете: «Я инженер, а не философ!». В будущем вы воздержитесь от использования этого компилятора.
Тестирование не обязательно должно быть сложным или дорогим. Акцент делается на реальных пользователях, а не на теоретической исчерпывающей информации. Даже если у вашей компании много ресурсов, вы можете начать с базового тестирования.
Вы должны выяснить, окажется ли ваше приложение полезным. Что ожидает увидеть в приложении пользователь, исходя из его названия и интерфейса? Сполна ли выполняются задачи, выраженные при проектировании? Не требуется ли провести редизайн для увеличения удобства и скорости?
Начинайте базовое тестирование как можно раньше. Не стоит дожидаться выпуска альфа-версий — вы можете оказаться в ловушке, если окажется, что ваши ставки оказались неверны и у вас не осталось времени на необходимые исправления. Концепции дизайна можно протестировать при помощи рисунков карандашом, Adobe Illustrator, HTML-страниц или любых других инструментов, которые вам по душе. Ранние тесты не обязаны охватывать весь пользовательский интерфейс. Кроме того, тестируйте все части интерфейса, в которых вы сомневаетесь.
В качестве испытуемых могут выступать все, кто не вникает в детали продукта: ваша секретарша, чей-то зять, даже люди с улицы. Приведите их, усадите и опишите задачу, которую вы хотели бы, чтобы они выполнили с помощью вашего приложения. Попросите их попытаться выполнить задачу и рассказать о том, что они делают по ходу дела. Вы должны просто наблюдать и слушать, записывая проблемные места.
Старайтесь соблюдать единообразие при организации и проведении одного и того же теста. Дайте каждому одинаковое описание каждого теста. Задавайте одинаковые вопросы. Записывайте ответы и действия каждого тестируемого. Подготовив и проведя каждый тест одинаково для всех, вы сделаете свои результаты более осмысленными.
При внедрении правок проводите новые тесты. Итеративное пользовательское тестирование стало решающим фактором успеха оригинального карманного компьютера Palm.
При тестировании дизайна вы будете удивлены, что пользователи не могут с ним разобраться. Эти части дизайна невероятно очевидны для вас, потому что вы видите их в контексте всего приложения. Вы видите, как все детали вписываются в общую картину. Пользователи же смотрят на отдельные функции или процедуры без этого контекста, не понимая, что происходит. И вам нужно знать, если пользователи не могут понять, где они должны прикоснуться к экрану или что ввести.
Например, программное обеспечение Network HotSync компании PalmSource, Inc. для сетевой и удаленной синхронизации имеет экран, на котором написано «Введите идентификатор пользователя и пароль». Что может быть очевиднее? Это поставило в тупик одного из тестировщиков, который хотел узнать, что обозначает «идентификатор пользователя» — имя пользователя карманного устройства, идентификатор пользователя сети или идентификатор пользователя электронной почты? Дизайнеры знали, какой идентификатор пользователя нужно ввести, потому что знали контекст, но запрос на ввод был неоднозначным для пользователя. Пользовательское тестирование помогло избавиться от терминологии, которую необходимо заменить простым языком.
Чтобы убрать термины, двусмысленности и другие проблемы с текстом, попросите автора документации, редактора или хотя бы грамотного товарища просмотреть диалоги вашего приложения. Это хорошая инвестиция времени.
Когда люди экспериментируют с вашим приложением, пытаясь понять, как оно работает, и сталкиваются с несколькими вариантами действий, не понимая их до конца, они могут использовать для выбора процесс исключения. Сначала они исключают наименее вероятный вариант, затем следующий наименее вероятный, и так далее, пока не останется только один — прямо как при прохождении тестов с несколькими вариантами ответов. Этот подход работает, когда дизайн вашего приложения прост и не загроможден. Слишком много вариантов выбора затруднит, и правильный выбор среди многочисленных вариантов сложнее запоминать.
Усилия, затраченные на пользовательское тестирование, окупятся многократно: вы повысите удобство использования продукта в долгосрочной перспективе, сократите расходы на поддержку клиентов и порадуете своих клиентов.

Как кузнецу научиться создавать идеальную подкову? Узнать прямо из уст лошади.
Выражение «прямо из уст лошади» происходит из древнего искусства торговли лошадьми. Потенциальный покупатель может проверить подозрительные заявления о молодости лошади, заглянув в рот животного и проверив его зубы.
В случае с нашей загадкой «прямо из уст лошади» имеет двойное значение. С одной стороны, вы должны прислушиваться к своим пользователям. Как и болтливая лошадь в мультфильме, они знают многое о своих потребностях, и вам нужно учиться у них. С другой стороны, вы также должны смотреть и учиться сами. Понаблюдайте за лошадью. Посмотрите, как она ходит. Обратите внимание на различные поверхности. Что вызывает у него затруднения? Неровные поверхности? Тротуары? Что может помочь ему больше всего? Точно так же стоит понаблюдать за вашими пользователями. Как они подходят к вашему приложению? Как ваши инновации соответствуют их ожиданиям и привычкам в работе с компьютером?
Кузнец может улучшить свои подковы, примерив их на лошадь, проследив за посадкой и переделав их для лучшей фиксации. Вы можете улучшить свой продукт, протестировав дизайн его пользовательского интерфейса, заметив, где у людей возникают проблемы, и переработав дизайн, чтобы устранить эти проблемы. Это может показаться очевидным, но трудно уделить этому время, когда вы торопитесь закончить работу над продуктом.
Проектирование улучшений
Как улучшить совершенство?

Подсказка: что значит «более совершенный союз»?
Мы перешли на продвинутый уровень просветления. Быть простым в освоении и использовании — это прекрасно, но ваш продукт должен постоянно совершенствоваться, чтобы опережать конкурентов. В этом кроется парадокс. Если меньше — значит больше, в теории, как только ваш продукт достигнет определенного уровня элегантности, как только он попадет в «зоны комфорта»?, с вами будет покончено. Больше никакого продвижения продукта.
Как же продолжать развивать продукт, не выводя его из той самой «зоны»? Попробуйте растянуть её, как указано на рисунке ниже:

Прагматичные (практически полезные и рациональные) инновации позволяют сдвинуть кривую и со временем сделать «зону комфорта» шире.
Одна из таких инноваций — инфракрасный порт. Его не было в нашей первой модели Palm Pilot — внедрить его так, чтобы им было удобно пользоваться и чтобы он не приводил к быстрому разряду, крайне сложно. Позже инженеры PalmSource вложили немало усилий, чтобы интегрировать ИК-порт с Palm OS и её интерфейсом элегантно, и это пришлось по вкусу пользователям. PalmSource сместила кривую и сделала «сладкую точку» еще больше.
Ещё один пример растяжения «зоны комфорта» — веб-клиппинг. Люди просили создать веб-браузер для просмотра интернета, но разработчики PalmSource, Inc. поняли, что пользователям нужна лишь информация оттуда. Вместо имитации работы с большими страницами, веб-клиппинг предоставляет информацию в компактном и удобном виде, оптимизированном для отображения на небольшом экране, способном передаваться через узкие каналы связи и сохраняться в памяти КПК. Для КПК, подключённых к интернету через проводной модем, остаются доступны веб-браузеры сторонних производителей — Palm Economy предоставляет возможность балансировать при технологических изменениях.
Недостаточно просто добавить функцию. Функция должна быть добавлена изобретательно и элегантно, иначе пользовательский опыт ухудшится, а продукт выйдет из «зоны комфорта». Продукты, конкурирующие с карманными компьютерами на базе Palm OS, не попадают в неё, даже если у них гораздо больше функций — слишком большое количество функций приводит к усложнению пользовательского интерфейса. Продукты на Palm OS могут соответствовать или превосходить конкурентов по функциональности и оставаться в «зоне комфорта».
Вы можете придумать новые способы растянуть её, не тратя много денег на передовые исследования и разработки. Новые технологии, которые уже существуют на рынке, но плохо внедряются и слишком дороги в настоящее время, открывают широкие возможности. Вам просто нужно отслеживать эти технологии и понимать их ограничения.
Если вы видите конкурентный продукт с плохо реализованной функцией, купите его и опробуйте. Попробуйте поносить его с собой и попытайтесь определить, есть ли у функции потенциал и что мешает ей стать отличной функцией сейчас.
Оценивая потенциальную новую функцию, решите, позволят ли следующие условия добавить ее в ваш продукт:
-
Эта функция использует технологию, которая со временем становится менее требовательной. Технологии, которые в прошлом году были слишком громоздкими, слишком дорогими или слишком энергозатратными, чтобы вписаться в «зону комфорта», в этом году могут оказаться менее требовательными.
-
У вас есть прагматичная и инновационная идея, как использовать новую функцию так, как никто не делал этого раньше. Прагматичные инновации — это ключ к тому, чтобы сделать сложную технологию более элегантной и простой, тем самым удержать ее в «зоне комфорта».
Расширение «зоны комфорта» для улучшения портативных устройств и приложений — это продвинутая техника дизайна. Как и следовало ожидать, эту технику сложнее применить на практике, чем базовые методы проектирования, которые вы уже использовали. Но, как только вы откажетесь от мышления ПК, станет гораздо проще применять правило 80/20 и сохранять только те функции, которые действительно нужны пользователям, нежели искать новые функции и заставлять их элегантно вписываться в «зону комфорта». В дизайне портативных устройств, как и в других навыках, прежде чем пробовать продвинутые техники, наберитесь опыта в использовании базовых методов.
Как улучшить совершенство? Вы шутите? Совершенство — это баланс. Измените окружающую среду, и вам придется заново настраивать баланс.
Совершенство в технологиях — это сугубо сиюминутное. Ваше «идеальное» решение балансирует между доступными технологиями, стоимостью, рыночными силами и ожиданиями пользователей. Как только окружающие силы меняются, необходимо заново выравнивать баланс. Другими словами: «совершенство» динамично, а не статично.
Изучите проблему, внедрите инновации в рамках существующих ограничений, выпустите свой продукт. Затем насладитесь успехом, сделайте глубокий вдох и начните цикл заново.
Хотя эти принципы являются ключевыми для успеха платформы Palm OS, они не уникальны для нее. Несколько успешных технологий прошли тот же путь. Рассмотрим, например, вездесущую технологию, которая существует так давно, что мы можем легко забыть о ее многочисленных трансформациях: телефон.
Когда появились первые телефоны, возникла очевидная проблема: как звонящему связаться с нужным абонентом. Каждое поколение телефонных технологий отвечало на этот вопрос по-разному, в зависимости от ресурсов и ожиданий пользователей своего времени.
В самых первых телефонных сетях звонящие напрямую обращались к человеку-телефонисту и спрашивали своего собеседника по имени. Это быстро стало непрактичным, поэтому каждому телефону был присвоен номер. Пользователи были готовы к этой новой парадигме: телефоны стали обозначаться номерами так же, как и здания. В следующем поколении появился автоматический набор номера. Используя номеронабиратель, абонент обходил стороной телефонного оператора. К этому моменту пользователи были достаточно искушены, чтобы принять новую технику ввода, которая давала преимущества более быстрого и анонимного соединения.
Совсем недавно сотовые телефоны вновь изменили этот опыт: пользователь просматривает список имен, выбирает одно из них, и телефон автоматически набирает номер. В каком-то смысле телефонная технология вернулась к своим истокам. Снова внимание сосредоточено на человеке, с которым вы хотите поговорить, а не на номере.
А в недалеком будущем можно представить, что каждый человек получает универсальный номер для связи (при рождении?). Связанный с человеком, а не с его местонахождением, номер делает человека доступным практически на любом телефонном устройстве. Телефонный номер становится постоянным и уникальным идентификатором и, вероятно, будет скрыт за именем человека (понадеемся на соответствующую фильтрацию звонков).
Мы в PalmSource считаем, что если такая древняя технология, как телефон, постоянно трансформируется, то ни одна компания или отрасль не может позволить себе сидеть на месте в технологическом плане.
Palm Economy и PalmSource, Inc., наши лицензиаты и сторонние разработчики — как раз и живут в таком динамичном балансе. Чтобы удовлетворить потребности наших клиентов, мы предлагаем лучшее на сегодняшний день. Вскоре появляется возможность улучшить его, и это улучшение также выводится на рынок. Экономика Palm умнее, чем одна компания — или две или три компании, если уж на то пошло. Она использует интеллект, решительность и изобретательность нескольких самых умных крупных участников индустрии, а также интеллект, решительность и изобретательность тысяч самых умных мелких участников индустрии!
Итоги. Подход Дзен
Чтобы создавать отличные продукты для Palm OS, вы должны отбросить инстинкты, которые вы могли усвоить в мире ПК. Не поддавайтесь на зовы сирены «функций ради функций». Это приведет вас к страданиям и малой доле рынка. Вместо этого сосредоточьтесь на том, как пользователь будет работать с вашим продуктом. Удобство и практичность — это сила.
Самое главное — сосредоточьтесь на душевном спокойствии покупателя. Вы материтесь на свой компьютер? Если нет, то вы наверняка знаете многих людей, которые это делают.
Машина зависает — «&##!!!». Потеря данных — «@#$(@#!!». Сеть не работает — «&#@/$*#?!».
Вы когда-нибудь замечали, что с продуктами на Palm OS вы не испытываете таких ощущений?
Хотите посмотреть свое расписание? Нажмите кнопку — вот оно. Вы контролируете ситуацию. Вы не ждете. Вы не путаетесь и не расстраиваетесь. Всё изящно и приятно.
Вы должны предотвратить превращение своих продуктов в сложные и разочаровывающие. При этом вы должны продолжать внедрять инновации, чтобы выделить свой продукт на фоне конкурентов. Добавляйте больше, но только в том случае, если вы тщательно продумаете все детали, сосредоточитесь на конкретных решениях и сохраните легкость использования.
Помните, что ваша цель — не удовлетворить требования маркетологов по количеству функций. Ваша цель — творческая и сложная. Она заключается в том, чтобы служить вашим клиентам, сохраняя их внутреннее спокойствие — Дзен Palm.
Спасибо за чтение!
Я часто пишу техническое и не очень у себя в телеграме. Буду рад ознакомлению, а также подписке, если вам покажется интересным то, чем я занимаюсь.
На Хабре я недавно рассказал о своём приложении и, как мне кажется, его принципы оказались достаточно близки вышеописанным. Оно направлено на студентов, поэтому обязательно ознакомьтесь, если вы — один из них.
А если вас заинтересовала сама система Palm, вы можете ознакомиться с отличным повествованием Кирилла Лейфера о первом устройстве компании — Palm Pilot — и о том, почему он был уникален для своего времени и внёс новую жизнь в умирающий рынок КПК. Также не забывайте о цикле статей «Удивительный и забытый Palm» от Тома Хольверда (ссылка — на перевод от Limows).
Автор: mxkmn