
Меня зовут Дарья Зыкина, и я с командой организую и продвигаю лучшие хакатоны на Codenrock – нашей платформе для IT-конкурсов любого формата, от ML-соревнований до CTF. Мы провели масштабный анализ данных нашей аудитории в 100 000 пользователей, чтобы понять, как меняется мир технологических соревнований. В этой статье – ключевые цифры прошлого года и тренды 2025, которые помогут вам разобраться в возможностях хакатонов и использовать их для личного и профессионального роста.
В 2024 году хакатоны окончательно вышли за рамки формата, ориентированного лишь на начинающих айтишников. IT-соревнования стали эффективным инструментом для решения бизнес-задач, развития образования и поиска талантов. Этот формат стал популярен среди крупных технологических корпораций, а также ведущих игроков финансового сектора, промышленности и ритейла, стремящихся вовлечь в свои проекты как новичков, так и опытных экспертов.
По итогам анализа публичных данных, а также информации о 100 000 пользователей платформы Codenrock, выделяются несколько основных тенденций:
-
стремительный рост числа гибридных мероприятий,
-
расширение тематики за счет прикладных областей: FinTech, образование, электронная коммерция,
-
укрепление позиций Python и ML-инструментов.
При этом искусственный интеллект по-прежнему остается одним из ключевых направлений, доказывая свою востребованность в самых разных отраслях.
Результаты исследования подтверждают, что хакатоны становятся все более привлекательными для специалистов среднего и высокого уровня, сохраняя при этом статус «входной точки» для тех, кто только начинает карьеру в IT. Почему бизнесу стоит обратить внимание на этот феномен и что ждет индустрию в 2025 году? В исследовании мы разбираем главные выводы года и даем прогнозы, которые помогут понять, куда движется мир технологических соревнований.
Методология
Исследование проведено методом анализа открытых источников, а также изучения внутренней статистики мероприятий, прошедших на Codenrock с 2021 по 2024 году, в которых приняли участие более 100 000 человек.
Для сбора данных об IT-соревнованиях была применена комплексная методика:
-
Анализ публичных источников.
-
Сбор сведений из Telegram-каналов, посвященных технологеским мероприятиям.
-
Использование собственной базы хакатонов.
Анализ собранных данных проводился с использованием нейросети GPT-4o-mini, которая использовалась для классификации IT-соревнований по форматам и темам.
Рынок хакатонов 2024
Статистика хакатонов
Все соревнования, прошедшие в 2024 году, можно разделить на шесть категорий:
-
Хакатон. Классический формат, в котором участники за определенный срок разрабатывают прототип решения конкретной бизнес-проблемы.
-
ML-соревнование. Конкурс, на котором необходимо создать собственную модель машинного обучения, способную решить поставленную задачу.
-
CTF. Состязание по кибербезопасности в формате Jeopardy (поиск «флагов» в заданиях) или Attack-Defense (захват «флагов» у соперников).
-
Соревнование по программированию. Решение алгоритмических задач на время.
-
Геймджем. Разработка прототипов видеоигр за небольшое время на определенную тему.
-
IT-конкурс. Мероприятия, которые не ставят целью создание конкурентного продукта: кейс-чемпионаты, One Day Offer и другие события.
Ожидаемо самыми популярными в 2024 году оказались продуктовые хакатоны. Благодаря универсальности и большому накопленному опыту проведения они подходят для решения большинства задач в бизнесе и не только.
Также были востребованы ML-соревнования. Спектр применения машинного обучения стал шире: ИИ активно используется в финтехе, ритейле, промышленности, креативной индустрии и других отраслях. Проекты на базе искусственного интеллекта включают в работу и крупные компании, и малый бизнес. На хакатонах команды имеют возможность поработать с уникальными датасетами организаторов и применять для их обработки самые передовые инструменты, чтобы разработать решение для конкретной бизнес-проблемы.
Форматы хакатонов

В 2024 году офлайн-соревнования удерживают планку лидерства третий год подряд. После «ковидного» 2021 года, когда больше половины IT-конкурсов проходили онлайн, возможность собрать участников на очное мероприятие все еще представляет интерес для организаторов.
Однако доля офлайн-хакатонов продолжает снижаться, и в 2024 году их практически догнали мероприятия в гибридном формате. Если этот тренд сохранится, то в следующем году соревнования, сочетающие офлайн и онлайн этапы, смогут занять первую строчку.
Популярные темы хакатонов

Тематика образования сохранила свою высокую позицию в топ-10 за весь период наблюдения с 2021 по 2024 год, оставаясь одним из самых популярных направлений. В прошлом году доля немного выросла, что указывает на стабильный интерес к этой области среди организаторов хакатонов.
Искусственный интеллект (ИИ), который был абсолютным лидером последних лет, потерял почти 5 процентных пунктов. Это может быть связано с тем, что использование ИИ стало неотъемленной частью специализированных решений, и в нашей категоризации не были выделены, как специфичные ML-соревнования, а были отнесены, например, к FinTech, AdTech сферам. Из чего можно сделать вывод, что ИИ становится неотъемлемой частью практически всех ИТ-продуктов. Это изменение также соответствует общемировому тренду снижения ажиотажа вокруг ИИ в пользу более практического применения машинного обучения.
Тематика кибербезопасности остается востребованным направлением, но до 2023 года доля таких соревнований не превышала 10%. Прошедший год показал, что интерес к этому направлению не ослабевает, и соревнований не становится меньше.
Финансовые технологии и научные исследования на подъеме. FinTech направление увеличило свою долю на 2.3%, что отражает растущий интерес к новым способам управления финансами. Сфера R&D-соревнований также набрала популярность.
В 2024 году произошел заметный сдвиг в сторону более креативных и социально-ориентированных тематик, таких как образование, медиа, игровые технологии.
Портрет участника хакатона
Уровень участников хакатонов

В 2024 году IT-соревнования привлекли больше опытных специалистов и новичков в IT. Количество участников с уровнем Middle возросло с 24% до 28%, Senior – с 7% до 9%. Среди начинающих айтишников рост 11% до 16%, а руководителей IT-направлений – с 4% до 5%. При этом заметно уменьшилась доля Junior – с 54% до 43%.
Из этих цифр можно сделать вывод, что IT-соревнования перестали быть ориентированы преимущественно на молодых специалистов – процент «джуниоров» среди участников в 2024 году больше не доминирует и на занимает половину рынка. Появляются более сложные конкурсы, которые могут заинтересовать опытных специалистов. При этом усилился сегмент хакатонов, направленных на студентов и стажеров без опыта работы.
Языки программирования на хакатонах

Два самых популярных языка среди участников хакатонов остались на тех же позициях, что и в 2023 года: Python и JavaScript. JavaScript потерял 6 процентных пунктов – его доля среди навыков конкурсантов сократилась с 18% до 12%. Изменения отражают общую для IT-рынка картину – рост спроса на технологии для обработки данных и работы с машинным обучением.
На 3 строчке в 2024 году оказался C++. C# и Java остаются востребованными языками для разработки на хакатонах enterprise-решений: они по-прежнему входят в ТОП-5 рейтинга с заметным отрывом от других технологий. Популярность набрал Golang, который занял место TypeScript на 8 позиции.
Навыки участников хакатонов

Рейтинг навыков участников IT-соревнований соответствует тенденции роста популярности машинного обучения – использование ML-инструментов остается самым популярным хардскиллом, доля владения которым возросла по сравнению с 2023 годом. Также в список впервые попал фреймворк PyTorch, заняв 10 строчку среди самых популярных навыков, в том числе таких распространенных, как Git и Docker.
Еще одна тенденция рейтинга – рост интереса к PostgreSQL. Изменение может быть связано с ограничениями на зарубежные проприетарные программы для работы с базами данных и интересом к свободному ПО на этом фоне.
Тренды 2025 года в хакатонах
Python – лидирующая технология на хакатонах
Исследование open source решений GitHub Octoverse 2024 фиксирует стабильный рост популярности языка Python начиная с 2018 года. В 2023 году эта технология стала самой часто используемой среди свободного ПО, вытеснив с первого места JavaScript, который удерживал лидерство с 2014 года.

Аналогичное положение дел сохранилось и в 2024 году. Хакатоны полностью подтверждают эту тенденцию – число участников, владеющих Python, продолжает увеличиваться, и нет факторов, которые бы указывали на разворот этого тренда.
Потенциал ML-соревнований не достиг своего пика
Компания Gartner в своем ежегодном исследовании цикла зрелости технологий пришла к выводу, что генеративный ИИ прошел фазу завышенных ожиданий, и фокус бизнеса смещается с ажиотажа вокруг базовых моделей в сторону конкретных сценариев использования и появления инноваций в технологическом секторе.

Тенденцию роста интереса к генеративному ИИ отмечает и GitHub в отчете Octoverse. Например, исследователи пришли к выводу, что в 2024 году использование Jupyter Notebooks возросло на 92% по сравнению с 2023.
Среди участников хакатонов много специалистов, которые владеют DS-инструментами. Зачастую это разработчики уровня Middle+. При этом доля конкурсов по машинному обучению все еще относительно невелика. В 2025 году стоит ожидать еще большего роста соревнований, направленных на решение конкретных бизнес-проблем с помощью ML в других отраслях: финтехе, промышленных технологиях, образовании, рекламе, электронной коммерции. Одновременно будет повышаться качество решений, получаемых в результате работы участников.
Хакатоны позволяют находить таланты
Минцифры сообщило, что за первые 6 месяцев 2024 года IT-отрасль выросла на 63% больше, чем в предыдущем аналогичном периоде, и стала самым быстрорастущим сектором экономики России. Ведомство приходит к выводу, что в 2025 году стране потребуется еще больше IT-специалистов.
В планах министерства развивать обучение технологическим направлениям и привлекать к этому процессу крупный бизнес, в том числе с использованием российских образовательных площадок и полигонов для работы с искусственным интеллектом и большими данными, чтобы развитие IT-сферы не замедлялось.
Данные Минцифры и результаты этого исследования демонстрируют, что IT-соревнования могут стать отличным входом в профессию. Это заметно по итогам 2024 года – произошел рост числа начинающих специалистов, которые пробуют свои силы в IT-отрасли. Онлайн-платформы для хакатонов могут выполнять образовательную функцию, а также позволяют находить новые кадры, в том числе среди специалистов уровня Middle и выше.
Главные тренды 2025 года кратко:
-
Хакатонов станет еще больше. Рынок ищет баланс между проведением офлайн и онлайн-соревнований. Все больше организаторов делают выбор в пользу гибридного формата, где дистанционный отборочный этап сочетается с очным финалом.
-
ML-соревнования трансформируются, переходя из категории «научных» конкурсов в прикладную сферу. Машинное обучение становится инструментом разработки конкретных решений и инноваций для различных отраслей, в которых необходима обработка больших данных.
-
Хакатоны остаются отличным источником поиска новых идей и талантливых специалистов. В 2025 году на IT-соревнованиях можно будет чаще встречать разработчиков более высокого уровня, чем за все предыдущие годы.
-
Чем больше хакатонов вы проводите, тем более заметным станет их роль в развитии бизнеса. IT-соревнования в 2025 году – это инструмент вовлечения IT-специалистов, которые становятся частью сообщества, знакомятся с брендами и технологиями, представленными на этих мероприятиях.
Автор: DaryaZ