Про неуспешные проекты и что делать, чтобы в них не вляпаться. памятка руководителя проектов.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов. проблемы проекта.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов. проблемы проекта. проблемы проектного управления.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов. проблемы проекта. проблемы проектного управления. проблемы управления.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов. проблемы проекта. проблемы проектного управления. проблемы управления. проектное управление.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов. проблемы проекта. проблемы проектного управления. проблемы управления. проектное управление. софтскилы менеджера проектов.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов. проблемы проекта. проблемы проектного управления. проблемы управления. проектное управление. софтскилы менеджера проектов. софтскилы РП.. памятка руководителя проектов. причины проблем проектов. проблемы проекта. проблемы проектного управления. проблемы управления. проектное управление. софтскилы менеджера проектов. софтскилы РП. Управление проектами.
Про неуспешные проекты и что делать, чтобы в них не вляпаться - 1

Сегодня будет про неуспешные проекты

Про успешные проекты я уже писал вот тут (Что такое Успешный проект), а теперь пришло время поговорить про плохое: основные факапы в проектах, причины, их порождающие, и что можно сделать, чтобы неуспешных проектов у вас, как менеджера (или как менеджера менеджеров) было меньше.

Tldr: статья на статистике доказывает, что самое важное – софтскиллы у РП, а с этим на рынке ИТ проектов сейчас проблемы.

Статья состоит из 2 частей:

– статистика по мировому и (немного) российскому рынку;

– мои выводы из этой статистики.

Это – очередная статья, посвященная тому, чему менеджеров не учат на курсах – софтскиллам. Если вам интересна эта и подобные темы – подписывайтесь на мой ТГ канал «Морковка спереди, морковка сзади» , а также читайте другие статьи здесь, на Хабре

Часть 1 статистика

Для чего нужна статистика: самые хорошие инсайты приходят мне в голову, когда я вылезаю из своего домика (личного опыта) и смотрю на проблемы других людей, сравнивая со своими. Мой обзор рынка – как раз такой способ поднять голову и поглядеть «а как там у них?»

Статистика приводится на основании открытых данных от трех мировых китов: Gartner, PMI, и Standish Group. Это открытые данные по ИТ проектам за последние 3 года, если у вас есть более актуальная статистика – пишите в комментариях.

 

Про неуспешные проекты и что делать, чтобы в них не вляпаться - 2

Сперва поглядим сколько успешных, а сколько неуспешных проектов по миру:

 

2023 (Standish Group CHAOS Report): 

  • 31% ИТ проектов завершены вовремя и в бюджет;

  • 52% столкнулись с проблемами (превышение времени/бюджета, сокращение объема работ);

  • 17% полностью провалены. 

2022 (PMI Pulse of the Profession): 

  • 43% проектов попали в оригинальные сроки и бюджет; 

  • 62% достигли поставленных целей с корректировками.

  • Главные проблемы: расползание объема (35%), ресурсные ограничения (30%). 

2021 (Gartner/Geneca Survey): 

  • 50-60% ИТ проектов выполнены вовремя и в бюджет, но с сокращением объема. 

По российскому рынку:

  • Единого источника не нашел, по разным данным объем проектов, завершаемых с нарушениями, от 35% до 70% , где 35% – коммерческий сектор, а 70% – госсектор (цифры «от и до», то есть это пиковые значения на основании различных источников).

Промежуточный вывод: примерно половина ИТ проектов может быть на сегодня признана неуспешными (то есть не достигшими целей, достигшими целей с нарушениями первоначальных ограничений) или успешными частично. То есть, в среднем, каждый второй проект неуспешен.

Если у вас есть статистика по вашим собственным проектам – можете сравнить. Если у вас меньше – вы скорее круты, чем нет, если больше – у вас все также, как у других 😊

Теперь перейдем к источникам проблем

Standish Group (CHAOS Report 2023) топ 5 причин по перерасходу или провалу: 

  1. Нечеткие требования (37% проектов): слабо определенные цели, объем или критерии приемки.

  2. Недостаточное вовлечение пользователей (32%): стейкхолдеры не вовлекались в ходе работ по проекту.

  3. Слишком оптимистичные сроки (29%): Нереалистичные сроки без запаса на риски. 

  4. Неадекватное управление рисками (25%): Неучтенные операционные или технические риски. 

  5. Смена приоритетов (22%): Смена потребностей в ходе проекта. 

Вывод в отчете: только 31% ИТ-проектов завершаются в срок и в рамках бюджета, при этом «неопределенность требований» является основной причиной неудачи.

PMI (Pulse of the Profession 2023) топ 5 причин по перерасходу или провалу

  1. Расползание объема работ (35%).

  2. Ошибки при сборе требований (38%): несогласованность между заинтересованными сторонами и командами.

  3. Нехватка ресурсов (30%): нехватка квалифицированного персонала или инструментов.

  4. Слабая коммуникация (27%): недопонимание между командами и руководством.

  5. Неадекватное управление (24%): слабый надзор за проектами и принятие решений.

Вывод в отчете: те, кто управляет рисками, факапят на 50% меньше. Управляйте рисками, дорогие менеджеры. Прочтите для начала вот эту мою статью про риски (этого вам хватит до Senior уровня и крупных проектов).

Gartner (IT Project Benchmark 2022–2023) топ 5 причин перерасходов.

  1. Расползание объема работ (47% проектов): часто связано с плохо управляемым переходом на agile.

  2. Технический долг (33%): время на легаси/работу с легаси или на устранение костылей.

  3. Несоответствие бизнес-целям (28%): ИТ-команды делают не то, что от них ждут.

  4. Недостаток знаний (25%): нехватка навыков в области облачных технологий, искусственного интеллекта или кибербезопасности.

  5. «Культура героев» (20%): выгорание от команд, компенсирующих пробелы в процессах.

Вывод в отчете: неинтересный, AI/ML проекты неуспешны в 45% из-за проблем с качеством или завышенных ожиданий (и то, и то – две стороны одной медали, если задуматься).

Российская специфика задержек проектов.

Здесь нет процентов, потому что нет соотвествующих исследований. Зато нашлись основные проблемы и это:

  1. Административные барьеры (особенно в госсекторе): длительные согласования, частые изменения ТЗ (любопытно, как это коррелирует с 44-ФЗ и 223-ФЗ, по которым изменений в ТЗ быть как раз не может).

  2. Дефицит квалифицированных кадров: рост спроса после ковида, утечка после 22 года и рост потребности из-за импортозамещения; 

  3. Импортозамещение:  переход на российское ПО увеличивает сроки внедрения на 20-30% (данные CNews, для меня этот показатель дутый прежде всего в том, что российское ПО в массе пока что не способно заменить промышленные образцы массового ПО вообще: от MS Word до какого-нибудь Enterprise решения вроде IBM Tivoli).

  4. Санкции: проблемы с поставкой оборудования и лицензий.

Немного дополнительных рисков на текущее/будущее:

  • Удаленка: увеличение накладных расходов на коммуникации на 15–20 % (Gartner).

  • Сложные технологические стеки: миграция в облако и интеграция ИИ добавляют 10–30 % незапланированных усилий (PMI).

  • Риски кибербезопасности: непредвиденные доработки по требованиям безопасности приводят к 18 % перерасхода бюджета (Standish).

И рекомендации по решению проблем от уважаемых коллег (которые я дополню во второй части статьи):

  1. Больше воркшопов по сбору требований. Уменьшайте неоднозначность на ранних этапах (PMI).

  2. Применяйте гибридные методики там, где только возможно: это дает хороший баланс структуры и гибкости (Gartner).

  3. Используйте аналитику проектов на основе ИИ: прогнозируйте риски и дефицит ресурсов (Standish). Замечание от меня: совет классный, но в большинстве российских компаний нет приемлемой статистики, чтобы ИИ мог хоть что-то предсказать 😊

  4. Управляйте заинтересованными сторонами и не забывайте про процесс управления изменениями.

На этом с обобщенной статистикой заканчиваю и перехожу к простому выводу ниже.

Часть 2 Софтскиллы – это наше все

Если поглядеть на список проблем неуспешных проектов выше, то получается, что порядка 80% — это про софтскиллы Руководителя проектов:

  1. Нечеткие требования (37% проектов): слабо определенные цели, объем или критерии приемки – это про умение общаться с заказчиком, выявлять ответственных и согласовывать требования так, чтобы потом не было мучительно больно.

  2. Недостаточное вовлечение пользователей (32%): Стейкхолдеры не вовлекались в ходе работ по проекту. Тут даже добавить нечего. Прямая обязанность РП – это обсуждать все и со всеми по многу раз. Просто потому, что если вы этого не будете делать, может сработать вот этот риск.

  3. Слишком оптимистичные сроки (29%): Нереалистичные сроки без запаса на риски.  Это история про то, что РП вписывается в проект с нереалистичными сроками и не может сказать «Нет» сразу. Все думают, что РП вытащит (мало ли, он маг), а он не маг, он просто боится сказать «Нет». Здесь читаем мою статью Как говорить «Нет», если все хотят от вас услышать «Да».

  4. Неадекватное управление рисками (25%): Неучтенные операционные или технические риски.  Для меня это проблема на стыке управления ожиданиями, коммуникаций с командами и бизнесом и классической работы с рисками – два в одном.

  5. Смена приоритетов (22%): Смена потребностей в ходе проекта.  От таких вещей не застрахован никто, но, общаясь с заинтересованными сторонами, РП может узнать о проблемах раньше и раньше отреагировать. И, к примеру, помочь своему заказчику не отказываться от проекта, а переформулировать состав работ так, чтобы это отвечало изменившимся целям. И это тоже софтскиллы РП.

  6. Ошибки при сборе требований (38%): несогласованность между заинтересованными сторонами и командами. См п.1 выше, тут тоже самое.

  7. Слабая коммуникация (27%): недопонимание между командами и руководством. Коммуникации – обязанность РП. Поговорить с командой, поговорить с шефом, поговорить с заказчиком, поговорить с исполнителями на стороне заказчика. Это и есть каждодневная и незаметная работа РП: вроде болтает непрерывно, а проект сам собой отлично едет у него. Нет бы делом занялся. Но нет, он и занят делом. Там, где у РП отличные отношения с клиентом, с бизнесом, там больше вероятность успешного проекта. Там есть доверие и взаимопонимание. Коммуникации — это критически важно.

  8. Неадекватное управление (24%): слабый надзор за проектами и принятие решений. Надзор и мониторинг не выражается в том, что РП расставил колбаски в Проджекте и таски в трекере и ждет, когда будет сделано. Мониторинг – это искусство собирать статус, не привлекая внимания санитаров, не отвлекая при этом команду. Здесь уже важны процессы, а не только навыки РП. Скажу так: РП может вытащить эту часть и без инструментов, но с хорошим процессом и парой-тройкой систем, он сможет сделать 2, а то и 3 таких же проекта в одно лицо (Вот, кстати, и обоснование выгоды систем управления ИТ задачами и командами 😊)

  9. Несоответствие бизнес-целям (28%): ИТ-команды делают не то, что от них ждут. Классика жанра, когда требования собрали, а сделали не то. Опять вопросы к РП, который плохо коммуницировал цели проекта и отвечает за слабый бизнес-анализ.

Итого

Причиной подавляющего большинства проблем в проектах являются софтскиллы Руководителей проектов.

Это же (внезапно) и есть одна из самых больших проблем ИТ рынка РФ прямо сейчас. Наткнулся на такую удивительную статистику:

Про неуспешные проекты и что делать, чтобы в них не вляпаться - 3

Обратите внимание на количество РП-джунов. Я не проверял методику, по которой коллеги собрали такие данные, но мое личное ощущение от рынка примерно тоже самое: очень много новичков среди РП, уровень управления просел относительно того, что было даже лет 10 тому назад.

А многие новички считают, что достаточно просто знать проектный цикл и его артефакты, поставить задачки в план и Джиру и можно ничего больше не делать, ожидая готовности. Но так не работает. Так все проблемы, описанные выше, внезапно становятся реальностью.

Софтскиллы – самая критичная часть набора знаний Руководителя проектов в ИТ, которой почти никто не учит. Есть сертификация по PMBoK, есть PMI и Agile Coach-и, но нет сертифицированных специалистов по софтскиллам. И каждый раз, собеседуя менеджера, ты выбираешь кота в мешке, независимо от его сертификатов.

Собственно, именно поэтому полгода назад я завел свой канал и начал писать статьи на Хабре про софтскиллы РП. Я видел эту проблему на рынке и раньше, а сейчас просто получил статистические данные, ее подтверждающие.

Мораль 1: ключевым фактором успеха проекта является личность РП и уровень его опыта и софтскиллов.

Мораль 2: второе по важности – владение базовыми инструментами проектного управления.

Ну и напоследок скажу, что все мои статьи и посвящены этим вопросам, так что если не хотите получить проблемы выше на своих проектах – читайте мои предыдущие статьи на Хабре (скоро из них уже учебник получится), и подписывайтесь на ТГ канал, где мы обсуждаем все те же самые проблемы.

Как говорится, make project management great again 😊

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: peterzh

Источник

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100