- BrainTools - https://www.braintools.ru -
На одного мудреца приходится 10 000 дураков.
Японская пословица.
(こんにちは) Конничива! Я Виктор, менеджер проектов в Selectel [1]. В предыдущих частях мы разобрались, что такое кайдзен, а также обсудили, как подходить к нему концептуально. Добро пожаловать в третью часть цикла о применении TPS/TBP (Toyota Production System/Toyota Business Practice) на практике в IT.
Мы в Selectel готовим новый сервис. Если арендуете серверы в рабочих или личных проектах, нам очень поможет ваш опыт [2] — записывайтесь [3] на короткое онлайн-интервью. За участие подарим плюшевого Тирекса и бонусы на услуги Selectel.
Когда производство растет, неминуемо возникает «нехватка рук». Это касается не только IT, но и других сфер. Крепких специалистов с рынка просто так не заберешь, а задач много и копятся они очень быстро.
Еще один важный вопрос — обучение [4]. Все мы знаем о динамичном росте EdTech: курсы [5], стажировки, обучение на рабочем месте, базы знаний и т. д. «Готовым» специалист становится за 6-12 месяцев, а иногда дольше. Однако у бизнеса есть и другой запрос — быстрее вывести сотрудника «на линию»: дать базовое количество знаний, закрепить наставника и отправить выполнять задачи. Например, собирать новую игру «три в ряд».
Другой сценарий: у компании есть сотрудники, но они обычно заняты на другом участке — пишут микросервисы на Python. Но сейчас их нужно подключить к другому важному процессу — писать модули на Django. Сотрудники вроде бы и готовы, но боятся совершить множество ошибок (или — что хуже — не боятся вообще).
Иногда ошибки [6] допускает и опытный сотрудник. И если в некоторых сферах это относительно безболезненно (условно, в доставке еды), то на производстве промахи могут привести к остановке всего процесса.
Чтобы контролировать процессы и вовремя замечать отклонения, на производстве используют систему с благозвучным японским названием — Andon (Андон, в переводе с японского «лампа»). Простым языком, Андон — это шнур над конвейером (вспоминаем принцип «дзидока» из первой части [7]), которая соединена с контроллером для подачи сигнала. Это может быть что угодно: динамик с мелодией, световой столб, дисплей.
Базовый принцип работы Andon. Источник [8].
Пример №1
Кузов автомобиля движется по конвейеру, а установщик фары (оператор) видит, что не хватает отверстия для монтажа.
Андон позволяет:
Пример №2
Казалось бы, идеально. Допустим, Вася запушил код в Master с битой ссылкой на webhook. Ваня заметил это и залочил релиз. Тимлиду Игорю пришла отбивка, после чего он пошел разбираться. Но есть нюансы: нотификация может быть не настроена, Вася может обладать правами на снятие лока и т. д.
Если резюмировать, каждый сотрудник должен не только уметь определить проблему на своем участке, но и знать, как правильно о ней сообщить. Однако права на принятие окончательного решения должны быть у наиболее опытных коллег.
Это как кнопка «Сообщить о нарушении» на форуме — любой может нажать, но отредактировать или удалить чужие посты имеет право только модератор.
Что делать, если мы не хотим, чтобы сотрудник в принципе совершал ошибку? Самый надежный способ — не дать ему возможности ошибиться.
Для этого используются системы типа Poka-yoke — буквально «защита от дурака». Мы регулярно встречаемся с ними в жизни. На уровне софта — хотя бы в виде форм для проверки пароля.
Рекомендую
истинное мучениеигру [9] с бесконечной (наверное) формой проверки пароля. Делитесь в комментариях концовкой, если сумели ее пройти.
Пример использования системы Poka-yoke на физическом уровне. Источник [10].
Таким образом, Poka-yoke — система проверки операции на корректность исполнения. Как она работает:
Система может быть представлена в виде программы, части системы Andon (в идеале) или физического ограничителя как на иллюстрации ниже.
Пример использования Poka-yoke в компьютере: SATA-разъемы, ассиметричные коннекторы у ОЗУ и NVMe.
Давайте вернемся к примеру о Васе. Допустим, в процессе коммита Poka-yoke не позволила бы вставить битую ссылку на URL: либо в результате срабатывания системы проверки кода в IDE, либо если важные URL хранились в конфиге с запретом на редактирование. Выходит, этой ошибки можно было избежать, так как у Васи не было бы шанса ее сделать.
Есть простая истина: уставший сотрудник — плохой сотрудник. Если вернемся к производству, то такие вещи, как перемещение коробок и компонентов на стеллажах — трудоемкий и изнурительный процесс. Но если прикрутить к полкам стеллажа ролики, то мы уменьшим усилия и увеличим пользу. Это и есть karakuri (каракури) — устройство (чаще механическое), которое выполняет функцию за человека.
Пример из автопрома:
Некоторые могли сразу вспомнить машины Голдберга:
Примеры использования каракури на предприятиях ГК «Росатом». Источник [11].
В моем понимании любая автоматизация, которая срабатывает по сигналу/импульсу и не требует от человека сложных действий — это каракури. Например, если вы написали скрипт, который автоматически пересылает сообщения из трекера в мессенджер, то вас можно считать «каракуритуристом» (это когда не рисуешь забавные лица, а делаешь такие же по своей сути конструкции)!
Пример: хардкорное каракури для ЦОД
Допустим, у вас есть тележка с несколькими ярусами и сотрудник, который демонтирует серверы. Рассмотрим, как можно улучшить процесс.
Конечно, это решение скорее из разряда «интересные концепты», чем рабочее предложение для ЦОД. 🙂
Итак, мы сделали все по уму:
Даже провели немаваши (пятый принцип из первой части [7]) — обсудили все с командами и рассказали им, «почему сотрудник в десятый раз положил прод» и что сделать, чтобы это больше не повторилось. Спойлер: все равно прод ляжет. Но что дальше? Что бы сделал самурай, когда даже палкой кэндо замахнуться нельзя?
Верный ответ — ничего, так как человеческая психика инертна. Это значит, что даже если вы придумали идеальный процесс и детально его объяснили, коллеги какое-то время продолжат делать «как привыкли». И это не про лень, а про естественные механизмы работы мозга. [12]
Важно помнить: перебор с контролем тоже вреден. Если коллеги погрязнут в километрах инструкций, описаний Poka-yoke и графиков в Confluence, они скорее начнут саботировать процесс, чем выполнять его осознанно. Здесь, как и в любом кайдзене, нужен баланс.
Есть два ключевых «оружия» против саботажа (явного и неявного).
Терпение. Любая привычка формируется со временем. Особенно если она требует изменить рутину, которой человек следовал годами.
Ценность. Сотрудник должен видеть, что лично ему дает нововведение. Если оно упрощает жизнь, экономит время и нервы, то со временем приживется органически.
Рассмотрим, какую «выгоду» получает сотрудник от внедрения нововведений.
Должно пройти время, чтобы сотрудник принял, что нововведение и контроль делают его рабочую жизнь проще. Если человек видит, что система работает на него, а не против — он сам станет ее «адвокатом». А если этого не происходит — значит, во внедрении затесалась ошибка и нужно отправляться на поиски ключевых проблем. Об этом как раз поговорим в следующей части. またね (Матанэ!) — еще увидимся!
Автор: softwaresimian
Источник [13]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/13011
URLs in this post:
[1] в Selectel: https://selectel.ru/services/cloud/?utm_source=habr.com&utm_medium=referral&utm_campaign=cloud_article_toyota-3_110325_content
[2] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952
[3] записывайтесь: https://forms.selectel.ru/s/cm7efvbtv01xksm01fsatv38d?utm_source=habr.com&utm_medium=referral&utm_campaign=dedicated_article_toyota-3_110325_banner_073_01_ord
[4] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
[5] курсы: https://selectel.ru/blog/courses/?utm_source=habr.com&utm_medium=referral&utm_campaign=cloud_article_toyota-3_110325_content
[6] ошибки: http://www.braintools.ru/article/4192
[7] из первой части: https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/878782/
[8] Источник: https://www.veryableops.com/blog/andon-systems-definition-types-benefits
[9] игру: https://neal.fun/password-game/
[10] Источник: https://www.edstellar.com/blog/types-of-poka-yoke-techniques
[11] Источник: https://xn--c1ab3aknr.xn--p1ai/znakomtes-karakuri/
[12] естественные механизмы работы мозга. : https://www.psychiatry.ru/lib/1/book/87/chapter/10
[13] Источник: https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/888486/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=888486
Нажмите здесь для печати.