- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Эта статья – логическое продолжения материала «Банка по Пелевину [1]». Чуть больше года назад вышел материал о том, что ученые выращивали клетки мозга [2] поверх кремниевых чипов. Такой симбиоз, словно сошедший со страниц «Transhumanism Inc» и «KGBT+», предлагал новое направление для развития искусственного интеллекта [3]. И сегодня это детище вышло на рынок. Искусственный интеллект на выращенных клетках мозга, высаженных на чипы в биореакторах. Фотографии в статье.
Первый в мире «биологический компьютер», который объединяет клетки человеческого мозга с кремниевым оборудованием для формирования нейронных сетей, был запущен в коммерческую эксплуатацию, открывая новую эру технологий Искусственного Интеллекта. CL1 от австралийской компании Cortical Labs [4] совершенно новый тип вычислительного интеллекта — более динамичный, устойчивый и энергоэффективный, чем любой из существующих ИИ. Его истинный потенциал могут оценить первые пользователи.
Система CL1 от Cortical, известная как синтетический биологический интеллект (SBI), была официально запущена в Барселоне 2 марта 2025 года и, как ожидается, станет переломным моментом в науке [5] и медицинских исследованиях. Нейронные сети человеческих клеток, которые формируются на кремниевом «чипе», стали по сути постоянно развивающимся органическим компьютером. Инженеры проекта утверждают, что бионический интеллект обучается так быстро и гибко, что опережает кремниевые чипы ИИ, используемые для обучения [6] существующих больших языковых моделей (LLM), таких как ChatGPT. Момент, когда датаизм из кремниевого [7] становится бионическим.
Сегодня мы достигли кульминации видения, на котором держалось развитие Cortical Labs в течение почти шести лет. За последние годы мы добились ряда важных прорывов, наиболее заметным из которых является наше исследование в журнале Neuron, в ходе которого культуры были внедрены в смоделированный игровой мир и были снабжены электрофизиологической стимуляцией и записью для имитации аркадной игры Pong. Однако наша долгосрочная миссия в том, чтобы демократизировать эту технологию, сделав ее доступной для исследователей без специализированного оборудования и программного обеспечения. И CL1 реализовал эту миссию.
Основатель и генеральный директор Cortical доктор Хон Венг Чонг.
Он добавил, что, поскольку это инновация, то полный масштаб системы SBI будет виден только после того, как она попадет в руки пользователей.
Мы предлагаем «Wetware-as-a-Service» (WaaS). Клиенты смогут купить биокомпьютер CL-1 напрямую у нас или арендовать время на чипах, получая к ним удаленный доступ для работы с технологией культивируемых клеток через облако. Эта платформа позволит миллионам исследователей, новаторов и крупных мыслителей по всему миру превратить потенциал CL1 в ощутимый, реальный продукт. Мы предоставим им платформу и поддержку для инвестирования в НИОКР и стимулирования новых прорывов и исследований.
Основатель и генеральный директор Cortical доктор Хон Венг Чонг.
Эти биокомпьютеры из клеток мозга могут произвести революцию во всем, от открытия лекарств до создания роботизированного «интеллекта», допускающего неограниченную персонализацию в зависимости от потребностей [9].
Команда попала в заголовки международных новостей [10] в 2022 году после разработки самоадаптирующегося компьютерного «мозга», поместив 800 000 человеческих и мышиных нейронов на чип и обучив эту сеть играть в видеоигру.
Мы фактически рассматриваем этот интеллект как своего рода другую форму жизни, отличающуюся от животной или человеческой. Мы думаем о нем как о механическом и инженерном подходе к интеллекту. Мы используем субстрат интеллекта, которым являются биологические нейроны [11], но мы по-новому их реорганизуем.
Главный научный сотрудник Бретт Каган.
Cortical Labs прошла долгий путь с того важного первого шага, но теперь уже устаревшего DishBrain, как в технологии, так и в названии. Теперь, с коммерциализацией CL1, исследователи могут получить практический опыт [12] работы с технологией и строить на ее основе широкий спектр реальных приложений.
Когда New Atlas посетил Кагана и команду в штаб-квартире Cortical Labs в Мельбурне в конце прошлого года в преддверии этого запуска, мы своими глазами увидели, насколько далеко продвинулась биотехнология со времен DishBrain. CL1 отличается относительно простым, стабильным оборудованием, новыми способами оптимизации «wetware» — клеток человеческого мозга — и значительным прогрессом в возможности выращивать нейронную сеть, которая работает как полностью функциональный мозг. Или, как объяснил Бретт Каган о текущей работе, «Minimal Viable Brain».
В 2022 году группа продемонстрировала, как плюрипотентные стволовые клетки грызунов и человека (hiPSC), интегрированные в многоэлектродные матрицы высокой плотности (HD-MEA) на основе технологии комплементарного металл-оксид-полупроводника (КМОП), можно электрофизиологически стимулировать [13] для создания автономных, высокоэффективных путей обмена информацией.
Для этого им нужен был способ вознаграждать клетки мозга, когда они проявляли желаемое поведение [14], и наказывать их, когда они не справлялись с задачей. В экспериментах DishBrain они доказали, что ключ был в создании предсказуемости. Нейроны [15] ищут связи, которые производят энергоэффективные, предсказуемые результаты, и будут адаптировать свои сети в поисках этого вознаграждения, избегая при этом поведения [16], которое ведет к наказанию.
Но, как объяснил Бретт Каган, это только начало.
Текущая версия — это совершенно другая технология. В предыдущей версии использовалось нечто, называемое CMOS-чипом, который в основном обеспечивал высокоплотное считывание, но он был непрозрачным, вы не могли видеть клетки. Были и другие проблемы — например, когда вы стимулируете нейроны с помощью CMOS-чипа, вы не можете «вытащить заряд из клетки», вы также не можете сбалансировать силу заряда. В итоге вы получаете накопление заряда в месте стимуляции, в течение длительных периодов времени, и это довольно плохо для клеток. В новых версиях технология намного проще, они намного стабильнее, и у вас гораздо больше возможностей активно балансировать этот заряд. Когда вы подаете два микроампера тока, вы можете после стимуляции «вытащить» эти 2 микроампера тока. И вы можете поддерживать клетки в более стабильном состоянии на более длинный срок.
Главный научный сотрудник Бретт Каган.
Внутри системы CL1 выращенные в лаборатории нейроны размещаются на плоской электродной решетке — или, как объяснил Каган, «в основном просто на металле и стекле». 59 электродов формируют основу более стабильной сети, предлагая пользователю высокую степень контроля при активации нейронной сети. Затем этот «мозг» SBI помещается в прямоугольный блок жизнеобеспечения, который подключается к программной системе для работы в режиме реального времени.
Проще говоря, это можно описать как тело в коробке, но в нем есть система обратной связи с миром, место для хранения биомассы, насосы для поддержания циркуляции ценных элементов, система смешивания газов и, конечно же, контроль температуры.
Главный научный сотрудник Бретт Каган.
В лаборатории Cortical собирает эти блоки для создания первого в своем роде биологического нейронного сетевого сервера, включающего 30 отдельных блоков, каждый из которых содержит клетки на своей электродной матрице. Ожидается, что он будет запущен в эксплуатацию в ближайшие месяцы.
Команда намерена запустить четыре таких системы и сделать их доступными для коммерческого использования через облачную систему до конца года. Ожидается, что сами устройства будут стоить около 35 000 долларов США для начала. Всё, что близко к этому типу технологий, сейчас оценивается в 80 000 евро или около 85 000 долларов США.
Вся стойка блоков CL1 потребляет всего около 850–1000 Вт энергии, полностью программируется и предлагает «двунаправленную стимуляцию и интерфейс чтения, специально разработанный для обеспечения нейронной связи и сетевого обучения. Более того, блок CL1 также не требует внешнего компьютера для работы.
Сложные, постоянно развивающиеся нейронные сети SBI, которые можно рассмотреть под микроскопом, образуют ветви от электрода к электроду, и изначально обладают потенциалом для революционного изменения методов исследования в области разработки лекарственных препаратов и моделирования заболеваний.
Мы стремимся стать более доступной платформой, снизить цены в долгосрочной перспективе, но это очень долгосрочная перспектива. В то же время мы предоставляем доступ людям из любой точки мира, кому угодно, из любого дома через облачную систему.
Главный научный сотрудник Бретт Каган.
Пройдя через лабораторию уровня физического содержания (PC2) — смесь компьютерного оборудования и традиционных биологических образцов — Каган показал нам некоторые из важнейших индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК) под микроскопом. ИПСК, выращенные в лаборатории из образцов крови, это чистый лист, который можно вырастать в различные типы клеток.
Мы берем стволовые клетки и применяем к ним два разных метода дифференциации. Во-первых, мы можем либо применять малые молекулы, что называется протоколом онтогенетической дифференциации, где мы по сути пытаемся имитировать молекулы, которые появляются в утробе матери или, скорее, в развивающемся мозге плода. Другой метод заключается в том, что мы напрямую дифференцируем клетки, когда мы выбираем повышающую регуляцию определенных генов, которые участвуют в нейронах.
Главный научный сотрудник Бретт Каган.
Один из методов команды работает на скорость и обеспечивает высокий уровень клеточной чистоты, однако его недостаток в том, что продукт не совсем соответствует человеческому мозгу.
Мозг — это не высокочистый орган. В нем много разных типов клеток, много разных связей. Поэтому если у вас есть только один тип клеток, то у вас может быть только скопление этих клеток, но у вас нет мозга.
Главный научный сотрудник Бретт Каган.
Второй метод, «подход малых молекул», производит разнообразные популяции клеток, но часто неясно, каким будет конечный продукт. И понимание этого критически важно для амбициозного стремления Cortical к созданию минимально жизнеспособного мозга. Хотя запуск CL1 уже добротный первый шаг, команда также усердно работает над следующим этапом SBI. Обещающего рассвет сингулярности [17].
Вы можете классифицировать основные клетки, но всегда есть много типов субклеток — и это действительно хорошо, как мы выяснили, но мы бы очень хотели создать полностью контролируемую прямую дифференциацию. Мы просто еще не решили эту проблему: что такое «минимальный жизнеспособный мозг»?
Главный научный сотрудник Бретт Каган.
MVB — это интригующая концепция: как биоинженерам создать «мозг», подобный человеческому, с наименьшим количеством избыточной клеточной дифференциации, но такой, который будет иметь сложность, которой нет у выращенной нейронной сети, состоящей из однородных типов клеток. Такого рода инструмент был бы мощной моделью, позволяющей осуществлять даже больший контроль и проводить более тонкий анализ данных, чем все то, что в настоящее время возможно в исследованиях, проводимых на реальном мозге.
По сути, это ключевые биологические компоненты, которые позволяют обрабатывать информацию динамичным и отзывчивым образом, в соответствии с базовыми принципами. Один нейрон может делать много вещей, хоть он и может реагировать на некоторые динамические стимулы, он не может, например, ориентироваться в окружающей среде. Самый маленький работающий мозг, о котором мы знаем, это мозг нематоды C. Elegens, который состоит из 300 нейронов. Но каждый из этих нейронов действительно высоко специфичен.
Вторая проблема: является ли мозг C. Elegens априори минимально жизнеспособным? Действительно ли нам нужны все эти нейроны или вы могли бы достичь целей с помощью скажем 30 нейронов, при наличии правильно организованных связей.
А если это так, можно ли построить более сложную сеть из 100 000 образцов по 30 нейронов в каждом? Мы пока не знаем ответа ни на один из этих вопросов, но с помощью этой технологии мы можем давать ответы.
Мы начинаем добавлять все больше и больше типов клеток в эту культуру по мере продвижения. Единственное наше ограничение – это инструменты. У нас не было CL1, сейчас это наш «минимальный модуль». И вам нужен такой инструмент, чтобы ответить на такие вопросы, как «Каким будет минимально жизнеспособный мозг?». Если у вас есть 120 таких модулей, вы можете организовать действительно хорошо контролируемые эксперименты, чтобы точно понять, что движет появлением интеллекта. Вы можете разбить природу интеллекта на транскриптомный и генетический уровень, чтобы понять, какие гены и какие белки на самом деле заставляют одного человека учиться, а другого нет. И когда у вас есть все эти единицы, вы можете немедленно начать применять подход к открытию лекарств и моделированию заболеваний.
Это особенно важно для исследований в области более эффективного лечения или даже излечения таких заболеваний, как эпилепсия и болезнь Альцгеймера, а также других заболеваний мозга. В то же время ожидается, что система CL1 значительно продвинет исследования заболеваний и методов лечения.
Подавляющее большинство препаратов для лечения неврологических и психиатрических заболеваний, которые поступают на клинические испытания, терпят неудачу, потому что в отношении мозга возникает гораздо больше нюансов, но вы можете увидеть эти нюансы, когда проводите испытания с помощью наших инструментов. Мы надеемся, что сможем заменить этими кластерами значительные области испытаний на животных. К сожалению, испытания на животных по-прежнему необходимы, но я думаю, что есть много случаев, когда их можно чем-то заменить, и это этически правильно.
Этика этой технологии была на первом месте для Cortical — первая статья 2022 года вызвала множество споров вокруг нее, особенно в области человеческого «сознания» и «чувств». Тем не менее, ограничения установлены, насколько это возможно, для этического использования устройств CL1 и удаленного доступа WaaS.
Необходимо множество регулирующих разрешений, основанных на местоположении и конкретных вариантах использования. Регулирующие органы могут включать агентства здравоохранения, комитеты по биоэтике и правительственные организации, контролирующие биотехнологии или медицинские устройства. Соблюдение этих правил критически важно для обеспечения ответственного и этичного использования биологических вычислительных технологий.
Из заявления команды ученых о запуске
Но как мировой лидер в этой амбициозной технологии, Cortical знает, что — как и в случае с быстрым развитием небиологического ИИ — нелегко предсказать широкое применение SBI. И еще одна проблема, с которой сталкивается компания, — это финансирование — то, что реализация CL1 как ощутимой, пригодной к использованию технологии может изменить.
Проблема, о которой я постоянно слышу от инвесторов, заключается в том, что мы не вписываемся в рамки. И мы не вписываемся — мы технология, которая развивается на пересечении разных направлений. Если посмотреть на приоритетные секторы, мы можем охватить все, от возможностей биотехнологий, робототехники, медицинской науки и ряда других вещей. Мы не совсем ИИ, мы не совсем медицина — мы можем заниматься и ИИ, и медициной, но не тем и другим. Поэтому мы часто терпим трудности.
Главный научный сотрудник Бретт Каган
Таким образом, запуск физической системы CL1 и Cortical Cloud для удаленного использования WaaS станет огромным достижением, и Каган и его команда с нетерпением ждут, куда SBI сможет развиться, когда попадет в руки людей.
CL1 — первый коммерческий биологический компьютер, специально разработанный для оптимизации коммуникации и обработки информации с нейронными культурами in vitro. CL1 со встроенной системой жизнеобеспечения для поддержания здоровья клеток открывает возможности в области медицинской науки и технологий. SBI по своей сути более естественен, чем ИИ, поскольку использует тот же биологический материал — нейроны, — который лежит в основе интеллекта живых организмов. Используя нейроны в качестве вычислительного субстрата, SBI обладает потенциалом для создания систем, которые демонстрируют более органические и естественные формы интеллекта по сравнению с традиционным ИИ на основе кремния.
Что можно сказать, лично я в восторге от такой новости! Будущее приближается семимильными шагами, и мы уже не стоим на пороге технологической сингулярности, а буквально вошли в него и наблюдаем рассвет дивного нового мира.
Больше материалов о природе нашего организма, потенциале человека технологиях и возможностях – читайте в сообществе Neural Hack [18]. Подписывайтесь, чтобы первыми получать свежие статьи, подобные этой!
Автор: MisterClever
Источник [19]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/12773
URLs in this post:
[1] Банка по Пелевину: https://habr.com/ru/news/781752/
[2] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[3] интеллекта: http://www.braintools.ru/article/7605
[4] Cortical Labs: https://corticallabs.com/
[5] науке: http://www.braintools.ru/article/7634
[6] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125
[7] датаизм из кремниевого: https://neuralhack.org/2022/08/10/dataism-analog-digital-bionic/
[8] реакцией: http://www.braintools.ru/article/1549
[9] потребностей: http://www.braintools.ru/article/9534
[10] попала в заголовки международных новостей: https://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(22)00806-6
[11] нейроны: http://www.braintools.ru/article/9161
[12] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952
[13] стимулировать: http://www.braintools.ru/article/5596
[14] поведение: http://www.braintools.ru/article/9372
[15] Нейроны: http://www.braintools.ru/article/6020
[16] поведения: http://www.braintools.ru/article/5593
[17] рассвет сингулярности: https://neuralhack.org/2024/08/18/technological-singularity-transhumanism-superman/
[18] сообществе Neural Hack: https://t.me/+j-J2Lbl7yCtlMWJi
[19] Источник: https://habr.com/ru/articles/887644/?utm_campaign=887644&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.