Ровно три года назад на российский ИТ-рынок накатилась волна миграции: компании начали сначала постепенно, а потом срочно переходить с системы SAP ERP на отечественные решения, в первую очередь — на платформу 1С. Причины очевидны: уход западных вендоров, требования российского законодательства, желание снизить затраты и зависимость от иностранного софта, оставшегося без официальной поддержки… Я поговорил с консультантами в одном из крупнейших системных интеграторов и, думаю, сейчас уже можно подводить первые итоги массового перехода.
Скрытый текст
Если быть кратким, то итоги таковы: нам было очень непросто, но в целом мы справились :)
Так случилось, что немецкая компания SAP за полвека своего существования стала глобальным лидером в разработке корпоративных бизнес-приложений. До начала 2022 года российские компании из различных секторов экономики активно использовали продукты SAP: по оценкам компании число клиентов в России составляло около 1,5 тысяч организаций, среди которых числились такие гиганты, как РЖД, “Аэрофлот”, Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, X5 Group, “М.Видео-Эльдорадо”, “Черкизово”, а также практически все лидеры нефтегазовой, химической и металлургической отраслей.
Ситуация кардинально изменилась в феврале 2022 года. SAP прекратила заключение новых соглашений о продаже продуктов и услуг на территории России. Кроме того, была полностью приостановлена техническая поддержка клиентов, попавших в санкционные списки США и Евросоюза. В сентябре 2023 года SAP проинформировала своих оставшихся российских партнеров о том, что до конца года будет прекращена поддержка программного обеспечения. Единственным исключением на тот момент оставались облачные сервисы, однако и их функционирование также было завершено весной 2024 года.
Архитектурный разрыв — от глобальных процессов к локальным решениям
SAP ERP создавалась для транснациональных корпораций с децентрализованными цепочками поставок и сложной аналитикой. Ее модульная структура требует глубокой интеграции на уровне данных и процессов. А вот наша отечественная 1С изначально затачивалась под специфику российского учета и средний бизнес.
Технические особенности:
-
Логика данных: В SAP данные хранятся в реляционных таблицах с жесткой структурой, а в 1С — в объектно-ориентированной базе с гибкими справочниками. Консультантам приходится переучиваться с табличных операций на работу с «документами» и «регистрами».
-
Кастомизация: SAP позволяет глубоко настраивать процессы через ABAP, но требует согласований с глобальными обновлениями. В 1С изменения вносятся быстрее, но риски «накопления» ошибок в конфигурациях выше.
-
Интеграция: SAP легко стыкуется с иностранными CRM и BI-системами, тогда как 1С часто требует разработки индивидуальных связок через API или COM-коннектор.
Одной из главных проблем стала необходимость переобучения кадров. Бывшие SAP-консультанты, годами работавшие с «золотым стандартом» ERP, были вынуждены освоить 1С — систему с иной философией, архитектурой и экосистемой. Я попросил экспертов из системного интегратора RAMAX поделиться своим опытом адаптации.
Владимир Белоусов
ведущий консультант по направлению финансы ( работает с SAP больше 17 лет, в ИТ-сфере уже 20+ лет)
«С 1С я познакомился раньше, чем с SAP, настраивал ее для нескольких компаний, так что освежить воспоминания было несложно. Впрочем, 1С не стоит на месте и понадобилось обновить знания о типовых конфигурациях и новых возможностях платформы.
Две эти системы очень разные по архитектуре. Первое с чем столкнется консультант SAP – большой перечень предопределенных объектов (план счетов / перечисление / справочники) которые уже обладают свойствами (атрибутами и методами). Нужно в первую очередь разобраться, для чего эти объекты нужны и что разработчики в них заложили. Есть разница и в структурах хранения данных: в SAP мы работаем с таблицами, а в 1С широко применяются ссылки и это нужно учитывать при формировании запросов.
У любого хорошего консультанта SAP есть проектный опыт, знание методологии учета. Мы знаем бизнес-процессы и понимаем, как их автоматизировать в принципе. Мы изучили требования и привычки бизнеса к формированию отчетов и документов – и в случае, еслиэто выгодно клиенту, можем аргументированно предложить изменить свой подход. Мы можем абстрагироваться от технологической платформы и помочь сформировать требования к процессу в целом. Это, в конечно итоге, позволит уменьшить затраты как на проект импортозамещения, так и на дальнейшую поддержку системы в целом».
Александр Дубинин
ведущий консультант по финансам и учету (работает с SAP 20 лет)
«После SAP мне уже ничего не страшно. SAP – сложная, глубоко структурированная система, после нее 1С кажется по значительно проще с точки зрения финансовых функций и возможности настройки. При совмещении с основной работой переобучение не должно занять больше 1 года. При этом я считаю обязательным переход с терминологии SAP на терминологию 1С, это позволит быстрее овладеть языком отечественной системы и наладить контакт с коллегами.
Наш опыт и компетенции позволяют убедить клиента не переписывать полностью SAP на 1С а предложить полностью удовлетворяющий типовой функционал системы. При этом неверно позиционировать SAP как самую правильную и лучшую систему и требовать сделать «точно так же, как было».
Методология внедрения — Agile vs. ГОСТы
SAP-внедрения традиционно следуют методологии ASAP (водопадная модель с этапами от анализа до поддержки), требуя месяцев на проектирование. В 1С чаще используют итеративный подход, где конфигурация «доращивается» параллельно с тестированием.
Процессные вызовы:
-
Учет и отчетность: SAP автоматизирует МСФО, тогда как 1С фокусируется на РСБУ и налоговом учете. Консультантам необходимо погружаться в нюансы 402-ФЗ и бесконечные изменения в НК РФ.
-
Документооборот: В SAP workflow-процессы строятся на основе Best Practices, в 1С — часто «зашиваются» под конкретного заказчика, что требует от консультанта навыков бизнес-анализа на уровне отдельных отделов.
-
Обновления: SAP обновляется централизованно, а в 1С конфигурации могут «рассыпаться» после апдейтов, если не соблюдать правила поддержки.
Любовь Леонтьева (@LiubovLeo)
руководитель группы бухгалтерского учета (10 лет работает с SAP)
«По своему опыту могу сказать, что теоретические курсы и вебинары не слишком помогают – гораздо эффективнее просто установить систему 1С и начать ее изучать / экспериментировать / проверять. Разумеется, знание бухгалтерского учета облегчает переход: ведь понимая процесс в целом, достаточно просто освоить новый интерфейс и разобраться с типовыми конфигурациями.
Для успешного обучения очень важно сразу начать работать в новой системе на реальном проекте: применять свои знания на реальном проекте. Мне понадобилось три месяца, чтобы самостоятельно начать формировать технические задания разработчику и заниматься тестированием. Еще помогают встречи в формате «as is – to be» где консультант 1с и SAP садятся вместе и рассматривают реализацию бизнес-кейсов на 1С. Наше преимущество, как консультантов SAP – серьезное отношение к тестированию спроектированных решений. Можно сказать, что у нас развито целостное интеграционное мышление».
Лариса Тюминкина
руководитель направления электронного документооборота (работает с SAP более 10 лет, в ИТ-сфере уже больше 20 лет)
«После ухода SAP из России мы поработали с платформами разных вендоров и пришли к выводу, что в части реализации документооборота вендоры существенно продвинулись и покрывают широкий спектр задач. Интерфейс, конечно, отличается, да и возможности немного разные – но подход схожий.
Одна из главных проблем состоит в том, что различные конфигурации 1С зачастую работают по-разному – нужна экспертиза именно по данной версии/релизу. Если у заказчика установлена старая версия программы, актуальные курсы/материалы могут оказаться бесполезными – и нужно будет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы».
Человеческий фактор — кризис идентичности
Переход с SAP на 1С — это не только техническая, но и психологическая ломка. Многие консультанты воспринимают 1С как «менее статусную» систему, а работодатели сталкиваются с демотивацией команды.
Кадровые парадоксы:
-
Язык программирования: ABAP в SAP — стандарт для корпоративных систем. Язык 1С, несмотря на схожесть с C++, считается узкоспециализированным и менее востребованным за пределами ЕАЭС.
-
Сертификации: SAP-сертификаты котировались глобально, а обучение 1С часто проходит в формате «курсов при партнерах», что вызывает вопросы к глубине знаний.
-
Зарплатный разрыв: Спрос на 1С-специалистов растет, но их медианная зарплата пока немного ниже, чем у SAP-консультантов до 2022 года.
Александр Дроботов (@cotterrium)
старший консультант (работает с SAP 6 лет)
«При переобучении очень помогает общение с коллегами, которые работают в 1С. Можно разобраться и понять, как устроен тот или иной кейс в 1С. Для более эффективного обучения нужны практические занятия, на которых можно посмотреть, как это работает в SAP и как будет работать в 1С. При этом на начальных этапах проекта консультанты SAP могут выступать в роли аналитиков и вносить значительный вклад в проект под руководством опытного архитектора. Такой подход позволяет получать практические задачи и самостоятельно их решать, а затем проверять результат. Архитектор направляет, а консультант, следуя его указаниям, доводит решение до идеала.
В 1С, в отличие от SAP, очень низкий порог вхождения: все курсы находятся в открытом доступе, есть множество обучающих материалов на русском языке. Этого вполне достаточно для начала изучения, но недостаточно для получения знаний серьезного уровня. Необходима инфраструктура в компании (собственные сервера, удаленные рабочие столы с 1С и т.д.), опытные сотрудники (архитекторы и программисты 1С) и, конечно же,реальные проекты. Если же говорить о нас – консультантах SAP – и наших преимуществах, то к ним я отношу более высокую корпоративную культуру и более развитый эмоциональный интеллект. Это заметно проявляется при работе в команде во время реализации проектов».
Светлана Акинина
руководитель группы налогового учета (с системами SAP работает 17 лет, в ИТ-сфере более 6 лет)
«Для освоения функционала 1C на уровне знания SAP, т.е. на уровне «ведущего консультанта» / «архитектора» необходимо 6-9 месяцев – при этом нужно выделять для этого сотрудникам рабочее время. Для погружения в обучение идеально подходит удаленный формат работы. При этом я бы не рекомендовала учиться только самостоятельно: очень эффективным является использование опыта более опытных коллег и консультантов в 1С. Хорошо помогают и регулярные встречи в малых группах (4-5 человек + разработчик).
Нам как консультантам SAP очень помогает знание методологии. Достаточно краткого описания процесса с ключевыми вводными, чтобы мы поняли его суть и смогли представить архитектуру будущего решения. Другой важный навык – опыт работы в крупных международных компаниях, где стандарты деловой коммуникации весьма высоки. Это позволяет переносить культуру общения и в российский средний и малый бизнес».
Переход с SAP на 1С — это не столько про замену софта, сколько про трансформацию бизнес-мышления с акцентом на соответствие российским реалиям.
Резюмируя эти «многабукаф», я напишу так: несмотря на сложности, организации справляются с адаптацией к 1С вполне успешно. Способов облегчить переход много: это и поэтапное переобучение – через внедрение гибридных проектов, где 1С подключается к остаткам SAP-инфраструктуры; это и коллаборации с вендором 1С и интеграторами для ускорения обучения. И еще один способ — пересмотр мотивации сотрудников, их переквалификация вместо поиска и найма новых кадров.
Автор: Malafeev