- BrainTools - https://www.braintools.ru -
В 2016 году Минфин заявил [1], что потребность [2] в бухгалтерах в ближайшие годы будет стремиться к нулю. Однако через два года прогноз скорректировали: оказалось, что без бухгалтеров невозможно обойтись. Вместе с тем автоматизация отдельных сфер их деятельности может быть оправданной и весьма эффективной.
Всем привет! Меня зовут Мирза, я руководитель проектов ROBIN компании SL Soft. Сегодня расскажу про интеллектуальную автоматизацию и поделюсь своим опытом [3] внедрения платформы ROBIN для трансформации бухгалтерских процессов на примере одного проекта, реализованного для крупного продуктового ритейлера.
Интеллектуальная автоматизация — это концепция, предполагающая использование технологий искусственного интеллекта [4] в симбиозе с программными роботами и OCR для автоматизации бизнес‑процессов в компании.
Программный робот — это программное обеспечение, которое может выполнять повторяющиеся рутинные операции вместо человека. К примеру, можно настроить программного робота, который будет подключаться к приложению 1С, формировать справку 2-НДФЛ и отправлять по почте сотруднику — шаг за шагом, как это сделал бы бухгалтер. Важно, что робот работает с пользовательским интерфейсом приложений — это основное отличие от классических методов автоматизации. Подробнее об основах роботизированной автоматизации можно прочитать в этой статье [5].
Интеллектуальная автоматизация имеет несколько ключевых преимуществ перед классической:
Высокая скорость разработки, внедрения и внесения изменения благодаря Low‑code/No‑code конструкторам. Для использования данного инструментария не нужен программист. Это, конечно, не означает, что любой бизнес‑пользователь сможет сам автоматизировать свой процесс — обычно внедрением программных роботов занимаются бизнес‑аналитики. Надо пройти обучение [6], но оно существенно меньше по объему, чем изучение языка программирования.
Избежание доработок информационных систем. Зачастую классическая автоматизация спотыкается о необходимость выстраивания сквозных процессов. А чем больше информационных систем задействовано в процессе, тем это сложнее. У каждой ИС свой владелец (со своими задачами и интересами), свой подрядчик на поддержке, свой контракт — договориться об автоматизации бывает очень не просто. В случае с интеллектуальной автоматизацией задачу взаимодействия с ИС берут на себя программные роботы, используя существующие графические интерфейсы. И даже там, где доработки невозможны (legaсу‑системы, внешние и государственные ресурсы) и автоматизация казалась мечтой, программные роботы отлично справляются.
Когнитивные функции с использованием ИИ и OCR. Автоматизация, дополненная искусственным интеллектом, охватывает процессы, где классические подходы или RPA (Robotic Process Automation) были малоэффективны или невозможны. Особенно это актуально для бухгалтерских операций, характеризующихся сложной, разветвленной логикой [7]. При отсутствии четко регламентированных инструкций бухгалтеры часто принимают решения, опираясь на свой опыт и интуицию [8]. Например, программный робот с ИИ может автоматически отсканировать документ, распознать ключевые данные и на их основе, вместо сотрудника принять решение — подписать документ, отправить его на доработку или запросить уточнения.
Рассмотрим применение интеллектуальной автоматизации в бухгалтерии на примере одного из наших проектов для крупного продуктового ритейлера.
Я думаю, практически всем известен процесс сверки взаиморасчетов, выполняемый любой организацией. Основная цель этого процесса — найти и зафиксировать расхождения (если таковые имеются) по всем расчетам между сторонами сверки.
Самое простое, что может выполнить программный робот в этом процессе, — это сопоставить два акта сверки формата Excel, полученные от сотрудника (из сетевой папки, по электронной почте) или из системы, и сформировать протокол расхождений. Однако интеллектуальная автоматизация позволяет сделать гораздо больше.
В рамках проекта был автоматизирован весь бизнес‑процесс сверки взаиморасчетов с десятками тысяч контрагентов ритейлера — от создания графика сверки контрагентов до занесения результатов в нормативно‑справочную систему. При выполнении данной задачи был задействован комплекс технологий:
RPA — для выполнения рутинных операций,
OCR — для извлечения данных со сканов документов,
ML — для классификации сообщений,
NER — для извлечения именных сущностей из сообщений.
Сам бизнес‑процесс, перенесенный в платформу, крупными мазками представлен на схеме:
В частности, роботы вместо сотрудников распределяют сверку контрагентов по кварталам, основываясь на финансовых оборотах и количестве контрагентов. Для этого используется сложная система расчетов. Помимо этого, роботы формируют акты сверки, которые затем отправляются контрагентам через три системы заказчика: SAP, Navision ERP и 1С:Бухгалтерия предприятия.
Для понимания сложности и масштабности задачи: ранее, чтобы сформировать готовый график сверки, отдел бухгалтерии должен был выгрузить несколько отчетов по разным сценариям из каждой системы, свести их в один файл и вручную распределить, в каком квартале необходимо сверять каждого контрагента. Этот процесс повторялся ежеквартально. Кроме того, вручную формировались акты сверки для каждого контрагента — около 15 тысяч актов в квартал. Теперь эти действия полностью автоматизированы. Роботы обновляют график сверки ежеквартально, а также формируют и рассылают акты сверки для всех контрагентов.
Также была автоматизирована работа с обратной связью от контрагентов. Когда поступает письмо по электронной почте, платформа с помощью модуля ROBIN AI его классифицирует, с использованием NER извлекает из сообщений и документов необходимые атрибуты, а затем принимает соответствующие решения. (Я был удивлен, что большая часть электронного документооборота между компаниями до сих проходит через электронную почту). Для этого в программном роботе настроены сценарии реагирования [9] на разные классы сообщений.
Рассмотрим подробнее первую (левую) ветку сценария: если на почту поступил акт сверки от контрагента, то срабатывает соответствующий сценарий. Робот распознает данные с поступившего акта, определяет, какой контрагент его прислал, затем сверяет со своим актом, который ранее был сформирован по данному контрагенту в ERP‑системе. В случае выявления расхождений оповещает ответственных сотрудников и запускает процесс корректировки, результаты сверки кладет в систему учета выполненных сверок, в качестве которой выступает 1С:MDM, где заведены карточки всех контрагентов. Если контрагент по ошибке [10] прислал не акт сверки, а какой‑то другой документ (такое случается довольно часто, человеческий фактор все‑таки:) ), то робот в ответном письме сообщает об ошибке и снова запрашивает акт.
Дополнительно было настроено распознавание информации со сканов актов сверки с помощью модуля OCR, что позволяет эффективно работать с различными форматами документов, которые присылают контрагенты: Excel, PDF (в том числе, без выделенного текстового слоя), изображения и другие. Это особенно важно, поскольку контрагенты используют собственные форматы документов, зачастую с уникальной структурой. Например, один контрагент может прислать акт сверки в виде скана с принтера, а другой — в виде таблицы Excel со сложной версткой.
Без внимания [11] со стороны человека все равно не обойтись. Бухгалтеры могут выборочно контролировать процесс сверки и отслеживать его стадии по каждому контрагенту с помощью графика сверки, который автоматически обновляется программным роботом в системе 1С:MDM. Выбор пал именно на эту систему, так как в ней содержится вся справочная информация по контрагентам, и, в отличие от Excel, с созданной таблицей графика сверки могут работать параллельно сразу несколько бухгалтеров.
По результаты выполнения проекта хочется отметить несколько результатов:
Платформа интеллектуальной автоматизации связала в единый процесс сверки по всем компаниям холдинга, а их около 60, в том числе, сверку с зарубежными контрагентами (с ведомостями банковского контроля). Работа ведется в трех системах: SAP, Navision и 1С.
Теперь сотрудникам не нужно думать о том, как и где выгружать акты сверки и вести график сверки — все выполняется автоматически и значительно быстрее, чем вручную.
Процесс автоматизирован без единой доработки информационных систем заказчика, а значит, и без длительного согласования бюджетов и приоритетов развития этих ИС.
Платформа ROBIN встроилась в текущий процесс быстро, от старта проекта до внедрения решения в промышленную эксплуатацию прошло 3 месяца. Дополнительного обучения сотрудников (пользователей) не потребовалось, так как работа ведется в привычных для сотрудников системах, а результаты выполненных процессов они получают через форму «График сверки» в 1С:MDM и почтовый ящик.
Стоит отметить, что описанный выше процесс и логика его выполнения не имеют жесткой структуры, что делает их гибкими для изменений. Настройка осуществляется в графическом конструкторе, который позволяет легко модифицировать процесс: добавлять новые шаги, дорабатывать существующие и адаптировать процесс под изменяющиеся потребности компании. Администрирование осуществляется через отдельный модуль — оркестратор. Подробнее о компонентах платформы ROBIN можно прочитать в документации: https://wiki.rpa‑robin.ru/x/g4DYEw [12].
В бухгалтерии платформу ROBIN можно внедрить и для других задач:
распознавание первичной документации из ЭДО и занесение информации в бухгалтерскую систему,
автоматическое формирование отчетов, выписок, справок любой сложности с последующей отправкой ответственным сотрудникам,
учет и начисление амортизации на основные средства,
И это лишь небольшая часть возможных сценариев. Полный перечень процессов перечислять нет смысла, поскольку задачи и потребности бизнес‑заказчиков сильно отличаются в зависимости от компании.
Важно, что решение не ограничено отраслевой спецификой и может быть применимо в самых разных ситуациях. Программный робот, оснащенный искусственным интеллектом, способен выполнять задачи за компьютером, заменяя как ручной труд в процессах, где требуется как следование четким правилам, так и более сложный подход, связанный с анализом данных или принятием решений на основе заданных алгоритмов.
На примере проекта в крупной розничной компании я показал, что платформа интеллектуальной автоматизации способна выполнять сложные задачи в зоопарке систем и с использованием нескольких дополняющих друг друга технологий искусственного интеллекта. ИИ открывает новые горизонты для автоматизации не только бухгалтерских процессов, но и других задач, превращая программных роботов в интеллектуальные решения, способные адаптироваться к сложным и неоднозначным задачам.
Спасибо всем, кто дочитал. Буду рад ответить на ваши вопросы.
Автор: MirzaA
Источник [13]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/11277
URLs in this post:
[1] В 2016 году Минфин заявил: https://ria.ru/20160923/1477744333.html
[2] потребность: http://www.braintools.ru/article/9534
[3] опытом: http://www.braintools.ru/article/6952
[4] интеллекта: http://www.braintools.ru/article/7605
[5] этой статье: https://habr.com/ru/companies/uipath/articles/574342/
[6] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
[7] логикой: http://www.braintools.ru/article/7640
[8] интуицию: http://www.braintools.ru/article/6929
[9] реагирования: http://www.braintools.ru/article/1549
[10] ошибке: http://www.braintools.ru/article/4192
[11] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595
[12] https://wiki.rpa‑robin.ru/x/g4DYEw: https://wiki.rpa-robin.ru/x/g4DYEw
[13] Источник: https://habr.com/ru/companies/slsoft/articles/873906/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=873906
Нажмите здесь для печати.