- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Приветствую, меня зовут Иван и я android-разработчик в Банки.ру.
Недавно я опубликовал свою первую статью на Хабр и…решил попробовать еще раз. Передо мной встал вопрос, а о чем еще я могу рассказать? В ходе шуточного мозгового штурма мы с подругой пришли к идее «Статья о том, как писать статьи».
Тема не нова, есть масса публикаций по этой тематике – так зачем же писать еще одну? Справедливый вопрос, на который я должен дать ответ. В других статьях[5 [1],6 [2],7 [3],8 [4],9 [5],10 [6],11 [7],12 [8],13 [9]] приведена масса важных деталей и нюансов: как начать, как выбрать тематику, как быть интересным и все подобное. Все это безусловно важно, но хотелось бы остановиться на одной детали, которую всегда упоминают вскользь, как само собой разумеющиеся и всем понятное — логичность текста. «Текст должен быть логичным, логически выверенным…» — говорится в еще одной инструкции, как сделать вашу статью успешно. Но что же такое логичный текст? Ни в одном материале, который я изучил при подготовке, я не нашел достойного раскрытия этого вопроса. Так вот, именно логическая структура и ее сознательное применение могут помочь вам при написании статей — об этом хочется поговорить поподробней.
До этого момента у меня уже был немалый опыт [10] в написание текстов малого и среднего объема, и я всегда старался пользоваться логикой [11] сознательно. Я пришел к выводу, что без логической структуры ни один текст не может быть признан хорошим. Сознательно или бессознательно мы всегда отличим хороший текст от плохого, и неотъемлемым атрибутом первого всегда будет «логичность». Искренне надеюсь, что подробное изложение этой стороны написания статей, принесло бы свежий взгляд тем, кто собирается или уже пишет их.
Письменность это часть языка, а язык это система абстрактных обобщенных сигналов порожденных нашим мышлением [12]. Логика это наука [13] о законах и формах мышления. Из этого следует что любой текст может быть проанализировать на предмет его логической структуры. Более того, мы можем не просто пассивно воспринимать письменную речь, но и сознательно используя законы и формы мышления, то есть пользуясь продуктами логики, строить свой текст. Руководствуясь здравым смыслом, как низшей формой логического мышления, мы подвергаем себя риску быть непонятыми читателями, а наш текст будет охарактеризован как низкокачественный. О том как сознательное применение логики, при написании статей, может помочь вам я и хотел бы сегодня поговорить.
Как написать статью [14].
Про необходимость шума [15](опционально)
Как обстоят дела в науке [18] (опционально)?
Заключение. [19]
По моему мнению, наилучший подход для изучения явления или предмета, это подход от общего к частному (нисходящий). Поэтому предлагаю, общими мазками обозначить сам процесс написания статьи(или доклада), останавливаясь и акцентируя на месте логики в написании статьи.
В прочем, если вы не находите интересным такой подход, то оставлю за вами право выбора. Можете сразу перейти к сути статьи [16].
Итак, у нас есть что-то, чем мы хотим поделиться с миром. Внедрили фреймворк в проект, написали уникальное решение проблемы или, может быть, хотите поделиться своим опытом. В подготовке материала для доклада/статьи/презентации можно выделить 3 момента[3 [21]]:
Выяснение цели, задач и характера публикации[8 [4]];
Мобилизация материала;
Конспект я, называю «опорным материалом» — обычно это наиболее полная версия публикации. В зависимости от площадки, формы и ряда других факторов вы ограничены в использование тех или иных частей опорного материала. Более того, не стоит публиковать все 100 процентов имеющегося у вас материала — публика может устать от чрезмерного потока информации, да и пространства для маневра при публичном выступлении у вас не будет.
Выяснение цели, задач и характера публикации
Первым делом садимся за печатную машинку, берем пергамент и перо или на худой конец Google Docs и попробуем ответить себе на следующие вопросы:
Для кого эта публикация?
Что я хочу донести?
В какой форме я хочу это рассказать?
Уже задав эти три простых вопроса вы сможете сформулировать архиважную штуку – главный тезис. Любой текст, только если это не бессвязный набор слов, содержит в себе мысль или множество мыслей. Из множества тезисов текста всегда можно выделить главный. Поздравляю, у вас уже есть заголовок вашей будущей публикации [4 [22]]!
К примеру, эта статья для тех кто хочет или уже пишет статью/заметку или что-то подобное. Я хочу донести, что сознательное применение логики при написание текста может поспособствовать его качеству. Хочу рассказать это в форме структурированного текста, то есть с выделенными тезисами и доказательствами их через факты или умозаключения.
Так же о формулировании целей и задач своей публикации можно почитать тут [23].
Мобилизация материала
Процесс мобилизации материалов можно подразделить на 6 моментов:
I. Суммирование и подытоживание сведений, имеющихся у тебя по теме. Обычно это один из самых мучительных моментов, ты пытаешься себя заставить начать писать. Может показаться что и нечего рассказать, но это обманчивое впечатление [24]. На данном этапе еще не идет речи о какой-бы то ни было структуре — нужно просто собирать в одну кучу все что приходит в голову.
Этот процесс может быть весьма продолжительным. Далеко не все из того что ты накидаешь на этом этапе будет использовано в итоговом «опорном материале», но с чего-то надо начать.
Приступая к этой статье я уже представлял что я хочу сказать и к каким источникам мне придется обратиться (литература, интернет-ресурсы). Так же у меня на руках оказался текстовый файл с парой десятков тезисов и будущих доказательств.
II. Составление первоначального наброска. Для наброска важно определиться с типом материала, набросать схему доклада, разбросать по разделам свой наличный материал.
Говоря о типах материалов, можно предложить множество классификаций текстов. К примеру, опираясь на этот [25] и этот [26] материалы можно выделить следующие типы:
Личная история;
Туториалы, шпарглаки и подобное;
История, обзоры, дайджесты и подобное;
Практические кейсы;
Эксперименты, «кишочки» и подобное.
В контексте логической структуры текста, я бы предпочел гораздо более широкое дихотомическое деление на: структурированные и неструктурированные текста.
К структурированным текстам мы можем отнести: практические кейсы, эксперименты и прочее. К неструктурированным текстам мы можем отнести: личные истории, шапргалки, дайджесты и прочее.
Возможны химеры из структурированных и неструктурированных блоков. Такое делайте на свой страх [27] и риск.
Схема текста
Схема материала (особенно если мы говорим о статье) составляется еще до того как мы накопим необходимый материал. Мы еще не знаем что мы будем писать, но уже можем сказать как. Не стоит путать схему с планом. План составляется уже по готовому материалу, например, при подготовке к публичному выступлению. Схема это скорее трафарет, заготовка по которой строится типичная публикация.
Схемы и сами состоят из меньших блоков, которые могут добавляться, убавляться и меняться между собой местами.
Можно постараться найти готовые схемы или со временем сформировать свой набор готовых схем. Все это значительно упростит и ускорит вашу работу.
Именно в схеме будет наиболее ясно будет видная логическая структура вашего текста.
В самых общих чертах любая схема начинает формироваться от подобного примера:
Представление
Введение
Основная часть
Заключение/Вывод
А вот более детальная схема информационного доклада:
Краткая историческая справка о предмете публикации
Цель и задачи работы в момент возникновения
Как было
Как проходило развитие
Как есть
Значение результата работы
Плюсы и минусы
Перспективы на будущее
Выводы
В завершение этапа составления первоначального наброска важно сделать пробное чтение. Слушателем может быть кто угодно, например у меня для этого есть специальный свин.
III. Первоначальное накопление материалов общего ориентировочного характера. Нам известна тематика, форма и общий стиль повествования. Плюс у нас есть лоскуты наличного материала. К этому моменту у нас есть все для того чтобы начать собирать материал.
Гуглим гугл, хабаримся на Хабре, скачиваем все картинки из интернета и все в подобном духе…
По завершению этапа у вас может быть на руках код, схемы, куча ссылок на материал, который следует прочитать, стопка книжек (как у автора) и, конечно же, подборка смешных картинок, чтобы разбавить ими текст.
Обычно на этом этапе я составляю небольшой план детального изучения материала. Все это в последующем ляжет в основу текстового наполнения вокруг наших тезисов и доказательств.
К примеру, при подготовке этой статьи, я проанализировал несколько десятков статей на Хабре и других ресурсов по схожей тематике. Так же я выборочно проанализировал свою домашнюю библиотеку. Результат: Список литературы и других источников, наиболее ценных с моей точки зрения [28].
Именно на этом месте мы можем впервые нарисовать логическую схему [16] нашего текста. Она может изрядно помочь, в дальнейшем, когда будем необходимо разрабатывать каждый элемент вашей схемы и заложенные в нем мысли. Не стоит путать логическую схему с схемой доклада или планом — это отдельный вспомогательный инструмент.
Пример структурно-логической схемы, этой статьи можно наблюдать на следующей картинке:
Можно выделить шесть основных целей чтения: идеологические, общеобразовательные, профессиональные, эстетические, информационные, развлекательные. В пределах этих целей могут формировать частные подцели и задачи чтения. В связи с этим меняется подход к выбору материала для чтения и способу чтения.
Можно выделить следующие способы чтения: сплошное чтение (ознакомительное, изучающее, корректорское, критическое и др.) и выборочное чтение(ориентировочное, поиск, пересмотр и просмотр).
Каждый из способов чтения по своему влияет на скорость чтения, коэффициент усвоения и продуктивность чтения. Но это все полностью зависит от читателя, а вот что зависит от нас , как от авторов, так это избыточность информации текста. Грамотное соблюдение баланса избыточности позволит читателю легче усвоить ваш текст.
Избыточность информации различается на смысловую и языковую.
Смысловая избыточность — это порог входа для вашего входа. Слишком простой текст не привлечет эксперта в области, слишком сложный текст оттолкнет неподготовленного читателя. Другими словами, если вы хотите рассказать что-то в кругу коллег-профессионалов, не стоит строить речь подобно курса «программирование на с++ для чайников за 72 минуты»; С другой стороны, если перегрузить текст абстракциями и отсылка ми к Гегелю и Кнуту, то боюсь широкая публика будет забрасывать ваш материал уже после пары абзацев.
Самая любопытная для нас языковая избыточность. Эта избыточность заключается в том, что мы пишем и произносим гораздо больше слов, чем это требуется для донесения смысла. В русском языке языковая избыточность достигает 60~70 %. Может быть стоит сокращать речь насколько это возможно? Нет, в лингвистической избыточность тоже есть смысл.
Во-первых, при чтении человек осуществляет смысловое свертывание текста, конструируя его заново на основе своего словарного запаса. Во-вторых в смысловой избыточности есть польза, потому что она позволяет удерживать внимание [29] читателя. Для поддержания внимания любому читателю нужен небольшой раздражитель, в том числе, им может выступать и языковая избыточность. Из-за этого раздражителя пользователь начинает концентрироваться на ключевых словах и фразах. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Резюмируем, умеренная смысловая избыточность может повысить качество текста, поскольку в процессе чтения мы теряем некоторую долю информации, при том не наблюдается корреляции между объемом текста и долей потерь[2 [30]].
Для лучшей демонстрации давайте попробуем осуществить информационное свертывание следующего текста. Вы можете сделать это самостоятельно и затем сравнить с тем что получилось у меня, или же посмотреть то что сделал я, а уже потом свернуть текст. А еще можете ничего не делать.
Нет одного правильного ответа на это упражнение. Все зависит от множества факторов, таких как словарный запас, понятийный аппарат и др.
Текст это многоуровневая и многомерная система в семиотическом, синтаксическом, коммуникативном, семантическом и информационном аспектах.
IV. Собирание материалов исчерпывающего характера и V Подбор наиболее важного и нужного.
На этом этапе мы пересматриваем все видео, перечитываем статьи. Двигаемся по ранее составленному плану. Материал начинает отсеиваться, другой же дополняться. Возможно даже придется остановиться и дополнить/ доделать что-то что послужило причиной для публикации.
В ходе этих действий можно возвращаться к предыдущим этапам и сознательно менять тип или структуру текста. По завершению глубокого ознакомления с материалом вы в моменте обладаете достаточной погруженностью в материал, чтобы наконец-то начать писать.
Важно при накопление материала исчерпывающего характера, постараться содержать схему формально-логической структуры текста, в актуальном состояние. На этом этапе будет отсеяна шелуха и тезисы, доказательства и прочие логические сущности станут видны вам отчетлив.
VI. Важный этап, который я бы скорей считал частью 4 и 5, но отдаю дань уважения Иосифу Вениаминовичу Ребельскому и сохраняю его. Вся эта работа оставляет очень много «хвостов». Более того, как я ранее отметил, эти хвосты должны у вас оставаться и их даже стоит готовить. Здесь самое время достать вашего свина, а лучше все же живого человека и показать ему что у вас получилось. Критически разобрать мысли, попытаться предугадать вопросы. Особенно это важно для публичной презентации – нужно быть уверенным в себе [31], а ничто так не внушает уверенность, как превосходство. Превосходство в знании материала.
«
Правило Первое: Я всегда прав.
Правило Второе: Если я не прав, то смотри правило первое.
»
— Начальник
3. План, тезисы и конспект.
Этот пункт мы опустим, так как я ранее отмечал, что эта публикация ставит своей целью уделить внимание конкретному моменту — логической структуре публикации. В целом, последний пункт в большей степени необходим для случаев публичных выступлений. Для небольшого блога в телеграмме или технических заметок это будет излишне. Правда, я, «опорный материал» стараюсь формировать для любой мало-мальски серьезной публикации.
Структурно-логическая схема — схематичная форма представления связного текста. В такой форме, если мы используем графы или нечто подобное, в качество узлов выступят те или иные формы идей. А связи между формами идей будут представлены в виде ребер графа.
В любом приличном тексте всегда должна быть налицо: основная идея(главный тезис) и основные мысли(малые тезисы и доказательства).
Основных идей в публикации, обыкновенно, очень немного — одна-две; основных мыслей же может быть гораздо больше.
Когда мы только начинаем формировать логическую структуру, составляем свою схему публикации, к основному и малым тезисам предъявляются следующие требования:
Тезисы должны излагаться возможно кратко;
Тезисы должны излагаться в форме суждений, а не в форме описательной;
Лучше всего если тезисы излагаются простыми предложениями повествовательного, а не вопросительного характера.
Любой текст, независимо от его объема, представляет собой сложную соподчиненную (иерархическую) структуру суждений. Суждение это мысль в которой утверждается или отрицается относительное предметов или явлений, их свойств, связей и отношений. Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект — часть суждения, отображающая предмет мысли. Предикат — сказуемое суждения, то что утверждается или отрицается в отношении предмета мысли.
Применительно к тексту мы можем говорить о текстовых суждениях и об их составных частях – субъектах и предикатах на разных уровнях обобщения: отдельного предложения; отдельного абзаца; целого текста, в котором тема разговора будет выступать как субъект текста, а раскрытие этой темы – как ее предикат. Прочитанный текст бессознательно и сознательно сжимается при прочтении, перед нами как авторами текста стоит обратная задача. Это похоже на противоположность компиляции и декомпиляции.
За основу логико-семантической структуры текста мы можем взять систему суждений. Можно выделить четыре вида подобных суждений:
Суждения первого порядка — идея или главный тезис раскрывающий главную мысль. Не больше 1-2 на весь текст.;
Суждение второго порядка — основные суждения, раскрывающие главную мысль, обосновывающие ее. Малых тезисов может быть гораздо больше;
Суждения третьего порядка — фактический материал, подтверждающий основные суждения или даже главную мысль;
Суждения четвертого порядка — лингвистический и стилистические особенности текста.
Прекрасной аналогией в данном случае выступает представить текст, как дерево, где корнем дерева выступает главная мысль, а все основные мысли это узлы дерева. В качестве листьев дерева выступают факты[2 [30]].
Связи между главной мыслью и ее листьями можно описать посредством учения о доказательстве.
Тезис — это некоторое суждение, в котором мы обличаем нашу мысль. Любой тезис можно доказать или опровергнуть.
Доказательства бывают: прямые, когда мы приводим в пользу доказательства такой довод, что из него необходимо вытекает истинность нашего тезиса; косвенные, когда мы доказываем некую отвлеченную мысль, но с доказательством которой наш тезис будет доказан, как единственное вытекающее из ранее доказанного суждения, либо как один из ряда.
В качестве довода может выступать:
Факты, аксиомы;
Другие суждения, которые известно истинны (или их истинность надо защитить).
Известной формой доказательства/опровержения является триада: тезис-антитезис-доказательство. Антитезис — это такое суждение, которое противоречит нашему тезису.
Помним что два суждения находятся в отношениях противоречия, когда одновременно из двух одно неминуемо истинно, а другое ложно, третьего же не дано.
Выдвигая антитезис, мы так же приводим в его пользу такой довод, что при его истинности тезис необходимо ложен, либо должен быть ложен наш антитезис[1 [32]].
Чтобы не быть голословным, я решил продемонстрировать анализ на предмет формально-логической структуры текста, на примере статьи «Домашний сервер на базе Proxmox» [33].
По признакам статью можно отнести к типу — инструкций или алгоритмов. Мне удалось выделить следующие логические блоки и выразить их взаимоотношения:
а) Главная мысль или тезис (S есть P): (S)Работа с домашним сервером есть одна из лучших работ, которая позволит глубже погрузиться в процессы, увидеть, как все устроено изнутри, и набраться практического опыта для решения реальных задач по разворачиванию и настройке сервера(P).
а1) Самостоятельная работа по разворачиванию и настройке домашнего сервера, лучше чем работа с облачными сервисами в контексте приобретения навыков. Малый тезис, проистекает как необходимый вывод в случае истинности главного.
б) Доказательство: Инструкция. Можно сформировать мысль так в формально логическом смысле: Если ты выполнишь шаги из алгоритма, то ты приобретешь отличный набор навыков необходимый для решения реальных задач по разворачиванию и настройке сервера.
Сам алгоритм, это просто цепочка шагов, который подразумевает, что проделав каждый шаг, мы придем к обозначенной в начале цели (простая логическая цепочка):
Выбор железа.
Установка и настройка Proxmox 8.2.x для работы дома. Создание стандартных образов на базе Ubuntu Server (22 и 24).
Создание и парковка домена у одного из хостеров и получение бесплатного Let’s encrypt wildcard SSL-сертификата на купленный домен.
Сборка и настройка собственного NAS хранилища.
Установка сервера Gitlab для обучения [34] CI/CD и хранения написанного кода.
Установка Kubernetes: установим runners для Gitlab и сопутствующий софт.
Полезные ссылки для самостоятельного изучения.
в) Выбор железа. Здесь делается искусственное деление (классификация) в зависимости от пригодности для «железо, на котором всё это будет крутиться».
Одноплатные ПК по типу Raspberry pi;
Мини-ПК китайских брендов;
Б/У сервер с Авито;
Конструктор Лего.
Как результат, мы выбираем наиболее выигрышную характеристику для нашей задачи, которая позволяет успешно выполнить инструкции и приобрести необходимые знания и навыки в ходе практики.
г) Здесь в целом идет инструкция в инструкции, кроме одного момента, высказывается утверждение
а2) Ventoy есть лучшее решение в данном случае чем Rufus. Проводится доказательство, почему это решение лучше: вместо распространенного Rufus для создания загрузочной флешки, мы задействуем Ventoy. Ventoy позволяет нам не записывать ISO-файлы, как это делает Rufus. Он просто размечает флешку на загрузочный диск, на который можно скопировать ISO файл для его дальнейшего запуска. Таким образом, на одну среднюю флешку может поместиться с пяток полезных ISO образов.
Все законченные мысли связанны между собой и могут быть представлены подобной схемой:
Что дает нам анализ уже готовой статьи? Мы смогли прояснить, что пытается донести до нас автор, какие доводы он приводит, как строит размышление. В такой схематичной форме гораздо проще дать объективную оценку результату (статье). Конечно сама схема в отрыве от материала не даст вам истинного результат, но как вспомогательный инструмент — незаменима.
Этот раздел не является обязательным для прочтения и усвоения сути статьи, но служит как доказательством в необходимости логической структуры текста, так и полезным расширением кругозора/взгляда на вопрос в целом.
Маликова Н.С.: Меня зовут Маликова Надежда С. Я младший научный сотрудник отделения функциональной диагностики национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии . Работаю в институте с 2017 года. Также являюсь клиническим психологом в Городском центре восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями. Имею две специальности: физиология и медицинская психология.
В институте я выполняю задачу нейрофизиолога, специализируюсь на инструментальных методах диагностики и нейромодуляции, а именно магнитная стимуляция и вариабельность сердечного ритма. В частности, в мои обязанности научного сотрудника входит участие в клинических исследованиях, написание статей, чтение лекций.
Я: Давай остановимся на последнем — статьи. Хотелось бы побольше узнать о твоем опыте. На каких ролях ты в них выступала. Могла бы ты описать алгоритм “Как пишут статьи?
Маликова Н.С.: Пойду немного издалека. Есть российские (КиберЛенинка) и международные базы данных/библиотеки по биомедицинским исследованиям (PubMed, Web оf science. [подтверждение тут [35]] ) с помощью этих библиотек исследователям открывается возможность свободно искать нужную им информацию (статьи, патенты и т.д.).
Существуют разные типы статей. Есть обзорные статьи, это анализ и обобщение ранее опубликованных научных работ. В них как правило представлено резюме и синтез результатов исследования из существующей опубликованной литературы по определенной теме, такие статьи классифицируются как вторичная литература. К примеру, нам нужно провести анализ статей, все что есть по запросу «применение транскраниальной магнитной стимуляции при депрессии» и подытожить результаты в своем резюме . Также обзорные статьи помогают подчеркнуть сильные и слабые стороны исследований, что проводились до нас, что было упущено, перспективы и т.д.
Оригинальная научная статья, это как раз тот тип статьи в которой описываются результаты клинического исследования. Т.е. это статья с практической значимостью. Научные публикации обычно являются первичным научным источником. Такого типа статьи содержат четкую структуру введения, описания материалов и методов и выводов. Текст должен быть краткий, но достаточно ёмкий для понимания отчета о проведенном исследовании и его результаты, т.к. у журналов есть требования по оформлению и конечно количество страниц регламентируются. Важной частью хорошо написанной статьи, является весомый список литературы на который ссылаются авторы, желательно с преобладанием современных источников, чтобы можно было самим оценить и проверить работу.
Так же кратко отмечу и другие типы статей:
Анализ клинических случаев (Кейс-репорт), описание клинического случая, например, неожиданных реакций [36] на терапию, нарушения мер безопасности. Важная польза таких публикаций заключается в описании необычных, редких или впервые наблюдаемых случаев, неконтролируемых в клинических наблюдениях. Чаще всего, это осложнения лечения и побочных эффектов от терапии, негативные результаты или редкие структурно-функциональные особенности.
Описание пилотного исследования. Перед крупным исследованием всегда проводятся так называемые пилотные исследования, состоящее из небольшой выборки испытуемых. Описывается, какие были результаты – положительные или негативные. Очень часто после пилотного исследования становится понятно, что будет в большом исследовании, которое будет в последующем одобрено внутренним этическим комитетом института, где проводится это исследование. Или же, наоборот, понятно, что смысла в этом исследовании нет;
Тезисы на научных конференциях. Доклады или короткая выжимка исследовательской работы (они могут писаться в контексте пилотного или крупного исследования) на конференциях, публикуются в материалах конференции в виде сборника, и в этом случае они могут рассматриваться как научные публикации. Но это только в том случае, если речь идет о Международных и Всероссийских научных и научно-практических конференциях;
И многое другое, такие как исторические статьи методические рекомендации, сборники научных трудов, монографии и т.д..
Если возвращаться к общей сути твоего вопроса. Одна из моих задач была- оформление текста, как я уже сказала у каждого журнала есть свои требования, я отвечала именно за подготовку материала. А т.к. у нас всегда была именно команда, мы работали сообща, при написании статей каждый писал свою часть за которую отвечал в исследовании, далее следовала вычитка и подгонка по ГОСТу самой структуры статьи. Ну и конечно в такой работе всегда есть лидер, потому что иногда нужно тормошить коллег чтобы работа активно шла и понимать, как правильно простроить весь процесс.
Я: Хорошо. Давай сконцентрируемся на обзорных статьях, как наиболее понятном для широкого круга лиц, типе статей. Допустим, у вас появилась потребность [37] резюмировать весь на сегодня имеющий опыт по теме.
Маликова Н.С.: Это важно, так как это предподготовка к исследованию. Когда исследовательская команда или исследователь начинает читать с самого начала, с чего это всё начиналось, какие сейчас есть современные результаты. Зачем выдумывать велосипед [обворожительно смеется] если он уже существует. Команда прорабатывает большооое количество статей, обзоров, мета-анализов, суммируя основные исследования с описаниями методик и результатов.
Я: Не могла бы, ты пожалуйста, раскрыть структуру типовой научной статьи ?
Маликова Н.С.: Сначала, это всегда абстракт, то есть краткая, на несколько строчек выжимка всей статьи. В ней буквально одной-двумя строчками описывается работа и выводы. Дальше идёт введение, поясняющее, почему именно эта группа пациентов рассмотрена, почему использована или будет использована та или иная методика терапии/диагностики, приводятся исторические отсылки. Можно выразиться, так, это преамбула того, почему мы решили этим заниматься. Дальше идёт описание материалов и методов, описание группы, методик, которые использовались (диагностические и/или терапевтические). В большой настоящей медицинской науке, это называется – методы статобработки.
Я: Дай, пожалуйста, расшифровку, если возможно.
Маликова Н.С.: Допустим через исследование прошло 50 пациентов, которым было сделано МРТ, ЭЭГ [38], ЭКГ и т. п. Т.к. это диагностическая методика, то в большинстве случаев у нас есть программное обеспечение, которое позволяет нам подготовить данные, обработать и проанализировать их. Например, у нас есть МРТ всех 50 пациентов, и чтобы выявить действительно наличие или отсутствие конкретного биомаркера, нам нужно не просто визуально оценить, а статистически обработать эти данные, чтобы получить значимые или не значимые различия.
Сейчас огромное множество методов статообработки. В них мы пытаемся сравнить результаты исследований, методик между собой. Или, если это говорится о терапии, том мы оцениваем эффективность, там также используется статистика. Кто же это делает? В идеале, конечно, это отдельный человек, статистик, который обрабатывает и считает эти данные, но очень часто этим занимаются сами исследователи. Если совсем повезет и в команде есть статистик он берет на себя задачу обработки описания результатов, т.е. объяснит, что же такое получилось. К примеру, использовалось распределение Спирмена, сильные и не сильные связи получены по такому-то распределению, между этими методиками получены или не получены когерентные связи и т.д.. Далее идет обсуждение результатов и выводы. В резюме пишется о перспективах о необходимости дальнейшего развития данного исследования в целом. Требуется дальнейшее глобальное исследование вопроса или может нет.
Я: Возможно ли объективно оценить качество статьи? Есть ли общепринятые критерии?
Маликова Н.С.: Во-первых это приходит с опытом. Я не знаю, как в других сферах, но в медицине когда команда авторов или автор не очень компетентны, это сразу видно. Видно по качеству написания статьи, по количеству допущенных фактических ошибок. К примеру, неаккуратно используются термины, небрежно обращаются со статистическими данными или неадекватно используют базовые методы обработки.
Например, очень часто путают особенности симпатической и парасимпатической регуляции вегетативной нервной системы [39], это фактическая ошибка [40]. Вот, собственно, так это и выглядит.
Я: Присутствует ли в статьях любых типов, формально логическая структура? То есть что такое формально логическая структура? Это триада тезис антитезис и довод. Доказательства этих тезисов или антитезисов через приведение рассуждений и фактов.
Маликова Н.С.: Я думаю, что любая научная работа, будь то тезис или полноценная статья, это подразумевают.
Любое исследование строится на гипотезе. В идеале, в настоящей науке даже негативный результат — это тоже результат, который требуется описать. В этом весь смысл. Предостеречь следующие умы так не делать.
Я: Благодарю за потрачатое время !
Надеюсь мне удалось описать место логической структуры в подготовке статей или кратких заметок. На примере, взятой статьи, удалось продемонстрировать как произвольный текст может быть схематично отображен с точки зрения логики. Собственно, самая эта статья может быть проанализировать на предмет логичности и, к примеру, раскритикована.
Бонусом я прикрепил различные материал полезные для более глубоко понимания темы, такие как учебники и книги для самообразования, статьи с рекомендациями для начинающих авторов.
Надеюсь эта заметка поможет вам улучшить логическую структуру ваших текстов и сделать их чуточку более привлекательными для читателей.
М.И. Евлева «Логика»;
В.А.Бородина, С.М. Бородин «Учим читать»;
И. Ребельский «Азбука умственного труда»;
Поварнин С.И. «Как читать книги»;
Тревожно писать и публиковать статьи (и не только)? Пройдите по чужим граблям [43];
Как писать хардкорные статьи, чтобы их читали [26] (про типы статей);
Автор: IvanShalimov92
Источник [47]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/11042
URLs in this post:
[1] 5: #5
[2] 6: #6
[3] 7: #7
[4] 8: #8
[5] 9: #9
[6] 10: #10
[7] 11: #11
[8] 12: #12
[9] 13: #13
[10] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952
[11] логикой: http://www.braintools.ru/article/7640
[12] мышлением: http://www.braintools.ru/thinking
[13] наука: http://www.braintools.ru/article/7634
[14] Как написать статью: #%D0%9A%D0%B0%D0%BA%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8E
[15] Про необходимость шума: #%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B0
[16] Логическая структура текста: #%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
[17] Пример анализа на логическую структуру: #%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80
[18] Как обстоят дела в науке: #%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0
[19] Заключение.: #%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
[20] Список использованной литературы и книг.: #%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
[21] 3: #3
[22] 4: #4
[23] тут: https://habr.com/ru/companies/habr/articles/598391/
[24] впечатление: http://www.braintools.ru/article/2012
[25] этот: https://habr.com/ru/companies/habr/articles/736940/
[26] этот: https://habr.com/ru/companies/habr/articles/754004/
[27] страх: http://www.braintools.ru/article/6134
[28] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238
[29] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595
[30] 2: #2
[31] уверенным в себе: http://www.braintools.ru/article/4166
[32] 1: #1
[33] «Домашний сервер на базе Proxmox»: https://habr.com/ru/companies/banki/articles/827760/
[34] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125
[35] тут: https://spubl.pl/ru/blog/top-3-research-databases-for-medicine-and-health-care
[36] реакций: http://www.braintools.ru/article/1549
[37] потребность: http://www.braintools.ru/article/9534
[38] ЭЭГ: http://www.braintools.ru/methods-for-studying-brain/electroencephalography-eeg
[39] нервной системы: http://www.braintools.ru/nervous-system
[40] ошибка: http://www.braintools.ru/article/4192
[41] Как писать, чтобы тебя читали: https://habr.com/ru/companies/habr/articles/596015/
[42] Как написать статью для Хабра: https://education.yandex.ru/journal/kak-napisat-statyu-dlya-habra
[43] Тревожно писать и публиковать статьи (и не только)? Пройдите по чужим граблям: https://habr.com/ru/articles/599571/
[44] 10 обидных ошибок авторов на Хабре: https://habr.com/ru/companies/habr/articles/647925/
[45] Окей, Хабр, сделай мне интересно: https://habr.com/ru/companies/habr/articles/699704/
[46] Как научиться писать статьи (для Хабра и не только): https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/595095/
[47] Источник: https://habr.com/ru/articles/843366/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=843366
Нажмите здесь для печати.