Машина для предсказаний
Даже самые простые животные способны формировать какие-то ожидания о будущем. Это очень выгодная адаптация в мире, где постоянно что-то меняется. Если вы губка, мимо которой стабильно проплывает еда, такая опция вам не очень-то нужна. Но если мир вокруг вас более динамичен, преимущество получат те, кто смогут заранее подготовиться к будущим событиям.
Для дыхания есть лёгкие и митохондрии. Для получения энергии — пищеварительная система. Для предсказаний есть мозг. Конечно, этой функцией он не ограничен, но его оптимизация происходила, в том числе по качеству прогнозов. Главный критерий такого качества — совпадение предсказаний и реальности.
Так почему же в результате оптимизации мы не получили идеальную машину прогнозирования? Откуда берутся регулярные ошибки и отклонения в прогнозах, которые можно только компенсировать, но нельзя убрать? Почему мозг — это набор костылей, которые когда-то решали проблемы, но сейчас создают их сами?
Эксплуатация не по назначению
«Удивительное свойство теории эволюции: любому она кажется понятной» Жак Моно
Дело в том, как появился мозг. Наше «железо» возникло с помощью инновационного метода проектирования — эволюции (здесь мы затронем лишь кусок этой темы, подробнее о самой эволюции и бородатом мужике, который перестрелял кучу галапагосских воробьёв поговорим в отдельной статье).
Этот метод чудовищно неэффективен. Но он отлично подходит, если у вас есть пара миллиардов лет в запасе и куча попыток. А самое главное в нём то, что он может запуститься и стабильно вести разработку без внешнего вмешательства, имея всего три компонента: наследственность, изменчивость и отбор.
Вот тут то и кроется самый интересный момент. Отбор происходит в зависимости от факторов внешней среды. Поэтому сегодня (пару миллионов лет) он «тащит» в одну сторону, а завтра совершенно в другую. И как вы понимаете, то, в какую сторону он «тащит», определяется случайно (в зависимости от внешних условий). Важнейшие узлы нашего «железа» оптимизировались под условия древней саванны. На это было потрачено огромное количество времени. Особенно по сравнению с половиной секунды, которую существуют цивилизации и всё, что мы называем нашей культурой.
Условия изменились, поменяемся и мы. Осталось всего-то ничего, по меркам эволюции. Буквально через пару миллионов лет эволюция оптимизирует наше железо под сегодняшние задачи. Правда, оптимизация опять запоздает, так что нашим потомкам не будет особо то легче.
Вот так и получается, что мы вынуждены использовать молоток, предназначенный для забивания гвоздей, в качестве микроскопа, предназначенного для постижения устройства необъятной вселенной. И жаловаться на неподходящий инструмент не получится, забивайте гвозди в древней саванне — не будет никаких проблем.
Отсюда и растут ноги у когнитивных искажений. Это сейчас они искажения, раньше они были эффективными инструментами. Буквально вчера этот провод был подключён к крайне важному узлу. Теперь висит и регулярно попадает в кулер. Его бы убрать и дело с концами. Но ковыряться в системном блоке не стоит, мы пока слишком плохо знаем его устройство. А поэтому когнитивные искажения — это неизбежная данность. И лучшее что мы можем сделать, это компенсировать их хорошим софтом.
Плохой софт
«Прогноз невероятно сложная штука. Особенно о будущем» Нильс Бор
Наши предки всегда пытались оптимизировать процесс предсказаний. Но пока они меняли интенсивность размахивания руками во время ритуальных танцев получалось не совсем удачно. Мы отлично справлялись с описанием любых событий, которые уже произошли, но с предсказанием будущего наблюдались явные сложности.
Мы придумали кучу способов сделать так, чтобы наши прогнозы сбывались.
-
Можно дать так много прогнозов, что хотя бы часть из них сбудется.
«Кто трижды смело предсказывал погоду и угадал, в глубине души немного верит в свой пророческий дар» Фридрих Ницше
• Можно давать прогнозы о том, что невозможно проверить (хотя бы в ближайшее время).
«Чтобы прослыть ясновидцем, предсказывай будущее на сто лет вперед. Чтобы прослыть глупцом, предсказывай его на завтра» Дон Аминадо
-
Можно формулировать настолько расплывчатый прогноз, что так или иначе он сбудется. Иначе говоря сформулировать прогноз, который покрывает почти любую ситуацию.
«Прорицатели выражаются о деле общими фразами именно потому, что здесь менее всего возможна ошибка. Как в игре в «чет и нечет» скорее можно выиграть, говоря просто «чет» или «нечет», чем точно обозначая число» Аристотель
Однако всегда было подозрение, что подобные способы дают прогнозы, от которых толку не то чтобы очень много. Они давали возможность казаться предсказателем, но не быть им. Как халат в рекламе зубной пасты, не делающий из актёра стоматолога.
Человечество предпринимало многочисленные попытки разработать прошивку для нашего мозга, которая позволила бы существенно повысить точность предсказаний. Но все бета-версии улучшались черепашьими шагами.
Правильный язык
Все сильно изменилось, когда для написания ПО начали использовать новый язык. Этот язык как будто создан для построения точных прогнозов, которые легко проверить. И он удивительно красиво описывает самые сложные и на первый взгляд, не связанные между собой явления. Этот язык — математика.
Если вы захотите сделать что-угодно намного более предсказуемым — вероятнее всего, вам придётся использовать математику. Если вам удастся делать хорошие прогнозы каким угодно способом, рано или поздно математики придут за вами. Они опишут ваши действия на своём языке, выведут общее правило и запишут в свои книги, как это подметил Ричард Фейнман.
Хороший софт
Новый язык позволил очень быстро перескочить от бета-версии к релизу. Это произошло около 400 лет назад. Как это зачастую бывает, выход хорошего софта связан с яблоками. Эту байку мы все прекрасно знаем. Молодой физик (ему было около 23 лет, на тот момент), наблюдая за луной, внезапно осознал, что она подчиняется тем же самым законам, что и яблоко, падающее с дерева. А значит, их поведение можно предсказать с помощью одной и той же модели. Когда эта модель позволила в реальности обнаружить ни много ни мало — планету, применение этого ПО под торговой маркой «Научный метод» было уже не остановить.
За последующие века были сформулированы наиболее общие принципы. Это позволило нам создать более точную карту реальности, но что более ценно — понять, как совершенствовать её дальше. Мы смогли предсказать такие маловероятные и странные штуки как, например, Бозон Хиггса (потратив на проверку предсказания 40 лет и 10 миллиардов долларов).
Профессиональная и корпоративная версии этой системы способны прогнозировать то, что наши самые смышлёные предки из саванны и представить себе не могли. Однако эти пакеты зачастую слишком ресурсоёмки для повседневных задач. А ведь большую часть жизни мы решаем именно такие задачи, и хотелось бы меньше ошибаться в этих прогнозах. К счастью HOME версия уже в свободном доступе и какой-то кусок вы только что подгрузили на свой мягкий диск.
Автор: Frontir