- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Исследование [1], опубликованное в журнале Nature учёными из Медицинского колледжа Бэйлора, меняет наше представление о памяти [2]. До сих пор память объяснялась активностью нейронов — клеток мозга [3], которые реагируют на события обучения [4] и контролируют запоминание [5]. Команда Бэйлора расширила эту теорию, показав, что другие типы клеток в мозге, называемые астроцитами — клетки в форме звезды — также хранят воспоминания и работают совместно с группами нейронов, энграммами, чтобы регулировать хранение и извлечение воспоминаний.
«До сих пор считалось, что в формировании и запоминании воспоминаний участвуют только энграммы нейронов, которые активируются под воздействием определённого опыта [6], удерживают и извлекают воспоминания», — говорит [7] автор работы доктор Бенджамин Динен, профессор и заведующий кафедрой нейрохирургии имени Рассела Дж. и Мэриан К. Блаттнер.
«Наша лаборатория давно изучает астроциты [8] и их взаимодействие с нейронами. Мы обнаружили, что эти клетки тесно взаимодействуют друг с другом как физически, так и функционально, и что это необходимо для правильной работы мозга. Однако роль астроцитов в хранении и извлечении воспоминаний ранее не изучалась», — говорит Динен.
Исследователи начали с разработки совершенно нового набора лабораторных инструментов для выявления и изучения активности астроцитов, связанных с мозговыми цепями памяти.
Типичный эксперимент состоял в том, что сначала мышей приучали испытывать страх [9] и «замирать» при возникновении определённой ситуации. Когда через некоторое время мышей снова помещали в ту же ситуацию, они замирали, потому что помнили. Если тех же мышей поместить в другую ситуацию, они не замрут, потому что это не тот первоначальный контекст, в котором они были обучены испытывать страх.
«Работая с этими мышами и используя новые лабораторные инструменты, мы смогли показать, что астроциты действительно играют определённую роль в запоминании», — говорит соавтор исследования доктор Вукбонг Квон, постдокторант лаборатории Динена.
Исследователи показали, что во время обучения, например при обучении страху, подмножество астроцитов в мозге экспрессирует ген c-Fos. Астроциты, экспрессирующие c-Fos, впоследствии регулируют функцию цепи в этой области мозга.
«Астроциты, экспрессирующие c-Fos, физически близки с нейронами энграммы, — говорит соавтор исследования доктор Майкл Р. Уильямсон, постдокторант в лаборатории Динена. — Более того, мы обнаружили, что нейронные энграммы и физически связанный с ними ансамбль астроцитов также связаны функционально. Активация ансамбля астроцитов специфически стимулирует синаптическую активность или коммуникацию в соответствующем нейроне энграммы. Эта связь между астроцитами и нейронами осуществляется в обе стороны; астроциты и нейроны [10] зависят друг от друга».
Когда мыши оказывались в ситуации, не связанной со страхом, они не замирали. «Однако когда ансамбль астроцитов у этих мышей в нестрашной обстановке активировался, животные замирали, показывая, что активация астроцитов стимулирует вспоминание [11] памяти», — говорит Квон.
Чтобы лучше понять, что опосредует активность ансамблей астроцитов в процессе запоминания, исследователи изучили ген NFIA. «Наша лаборатория ранее показала, что астроцитарный ген NFIA может регулировать цепи памяти, но действует ли он в ансамблях астроцитов, чтобы оркестровать хранение и запоминание памяти, было неизвестно», — говорит Уильямсон.
Команда обнаружила, что в астроцитах, активизирующихся в процессе обучения, повышается уровень белка NFIA, а предотвращение выработки [12] NFIA в этих астроцитах подавляет запоминание. Важно, что это подавление специфично для памяти.
«Когда мы удалили ген NFIA в астроцитах, которые были активны во время события обучения, животные не смогли вызвать конкретное воспоминание, связанное с событием обучения, но они смогли вспомнить другие воспоминания», — сказал Квон.
«Эти результаты говорят о роли астроцитов в памяти, — сказал Динен. — Ансамбли астроцитов, связанных с обучением, специфичны для данного события обучения. Ансамбли астроцитов, регулирующие воспоминания о пережитом страхе, отличаются от тех, которые участвуют в воспоминаниях о другом опыте обучения, как и ансамбль нейронов».
Текущее исследование даёт более полное представление о процессах, происходящих в мозге во время формирования и вспоминания памяти. Кроме того, исследование открывает новую перспективу при изучении состояний человека, связанных с потерей памяти, таких как болезнь Альцгеймера, а также состояний, при которых воспоминания возникают неоднократно и их трудно подавить, например посттравматического стрессового расстройства.
Автор: SLY_G
Источник [13]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/10655
URLs in this post:
[1] Исследование: http://dx.doi.org/10.1038/s41586-024-08170-w
[2] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140
[3] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[4] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125
[5] запоминание: http://www.braintools.ru/article/722
[6] опыта: http://www.braintools.ru/article/6952
[7] говорит: https://www.bcm.edu/news/brain-stars-hold-our-memories
[8] астроциты: http://www.braintools.ru/article/9161
[9] страх: http://www.braintools.ru/article/6134
[10] нейроны: http://www.braintools.ru/article/6020
[11] вспоминание: http://www.braintools.ru/article/3999
[12] выработки: http://www.braintools.ru/article/5568
[13] Источник: https://habr.com/ru/news/856832/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=856832
Нажмите здесь для печати.