OpenAI утверждает, что ее корпоративная структура должна развиваться, чтобы продвигать основную цель — гарантировать, что общий искусственный интеллект (AGI), способный выполнять большинство задач, под силу человеку, будет приносить пользу всему человечеству.
В настоящее время OpenAI действует как коммерческая организация, контролируемая некоммерческим фондом, с системой «ограниченной прибыли» для инвесторов и сотрудников. Однако в блоге, опубликованном в пятницу, компания объявила, что планирует начать преобразование своей коммерческой части в зарегистрированную в Делавэре Public Benefit Corporation (PBC) с обычными акциями и миссией OpenAI в качестве общественно значимого интереса.
Дисклеймер: это вольный перевод колонки издания TechCrunch. Перевод подготовила редакция «Технократии». Чтобы не пропустить анонс новых материалов подпишитесь на «Голос Технократии» — мы регулярно рассказываем о новостях про AI, LLM и RAG, а также делимся полезными мастридами и актуальными событиями.
Обсудить пилот или задать вопрос об LLM можно здесь.
Эта информация появлялась и ранее: в декабре газета The New York Times сообщала, что OpenAI ведет переговоры о выплате миллиардных сумм некоммерческой организации, чтобы та отказалась от своего контроля. Однако это первый раз, когда OpenAI публично раскрывает планы конверсии в отдельном меморандуме.
«В 2025 году нам придется стать не просто лабораторией и стартапом, а устойчивой компанией», — написала OpenAI. «Мир переходит к созданию новой инфраструктуры для XXI века: от энергетики и землепользования до чипов, дата-центров, данных, AI-моделей и систем искусственного интеллекта. Мы стремимся измениться, чтобы сделать следующий шаг в нашей миссии».
По словам OpenAI, статус PBC позволит ей «балансировать интересы акционеров, других заинтересованных сторон и общественное благо» при принятии решений и «привлекать необходимый капитал на стандартных условиях». Компания также утверждает, что это позволит создать один из самых обеспеченных некоммерческих фондов в истории: существующая некоммерческая организация OpenAI получит долю в PBC «по справедливой оценке, которую предоставят независимые финансовые консультанты».
«Сейчас у нас есть и некоммерческая организация, и коммерческий сектор, и мы планируем их сохранить, — подчеркнула OpenAI. — Текущая структура не позволяет совету директоров напрямую учитывать интересы тех, кто финансирует нашу миссию, и не позволяет некоммерческой части что-либо предпринимать помимо контроля над коммерческой. PBC будет управлять бизнесом и операциями OpenAI, а некоммерческая организация займется поиском руководителей и персонала для благотворительных проектов в сфере здравоохранения, образования и науки».
OpenAI была основана в 2015 году в качестве некоммерческой исследовательской лаборатории. Но по мере удорожания экспериментов компания перешла к текущей модели, принимая инвестиции от венчурных фондов и корпораций, в том числе Microsoft.
В октябре OpenAI привлекла 6,6 миллиарда долларов при оценке в 157 миллиардов. При этом компания продолжает нести убытки, которые, по данным CNBC, в этом году составят 5 миллиардов. По условиям последнего раунда финансирования, переход к коммерческой структуре должен завершиться в течение двух лет, иначе инвестиции будут превращены в долг.
План может не состояться
Один из соучредителей OpenAI, миллиардер Илон Маск, подал иск с требованием приостановить переход компании на коммерческую основу, утверждая, что она отказалась от своей первоначальной филантропической миссии. Маск также заявляет, что OpenAI лишила его компанию xAI капитала, «выторговав» у инвесторов обещания не финансировать конкурирующие проекты.
В OpenAI назвали слова Маска «беспочвенными» и связали их с его личной обидой.
Материнская компания Facebook, корпорация Meta, тоже поддерживает усилия по блокированию преобразования OpenAI из некоммерческой структуры в коммерческую. В декабре Meta направила письмо генпрокурору Калифорнии Робу Бонте, заявив, что подобное преобразование может «радикально изменить Силиконовую долину».
«Если бизнес-модель OpenAI окажется законной, некоммерческие инвесторы смогут получать ту же коммерческую выгоду, что и обычные инвесторы, используя при этом налоговые льготы, предоставляемые государством», — отметила Meta в своем письме.
Конкуренты OpenAI, такие как xAI и Anthropic, также работают в формате PBC, но при этом не имеют некоммерческого компонента.
Именно действующая структура OpenAI привела к внезапному увольнению исполнительного директора Сэма Альтмана в прошлом ноябре. Она же дает совету директоров возможность самостоятельно решать, в какой момент OpenAI достигла уровня AGI, и освобождать эту систему от лицензионных обязательств перед клиентами.
Одним из таких клиентов является Microsoft; у Microsoft и OpenAI есть собственное внутреннее определение AGI. По сведениям The Information, в прошлом году обе компании заключили соглашение, согласно которому OpenAI признает, что достигла AGI только тогда, когда ее AI-системы смогут приносить как минимум 100 миллиардов долларов прибыли.
При этом OpenAI продолжает терять ценных специалистов, частично из-за опасений, что компания ставит во главу угла коммерческие проекты в ущерб безопасности. Бывший сотрудник Каррол Уэйнрайт, занимавшийся вопросами согласования AI с политикой безопасности, написал этой осенью в X, что OpenAI «формально являлась некоммерческой организацией, но действовала как коммерческая» и ей «не стоит верить на слово, когда она обещает поступать правильно впредь».
Автор: technokratiya