У шимпанзе и других обезьян было замечено более 80 осмысленных жестов. Три теории пытались объяснить, как это работает.
В 1960-х годах Джейн Гудолл начала проводить по несколько недель в Национальном парке Гомбе в Танзании, наблюдая за шимпанзе. Одним из её важнейших открытий стало то, что обезьяны регулярно жестикулировали друг с другом. Самцы шимпанзе, например, поднимали голову вверх в знак угрозы, а матери жестами предлагали своим детёнышам забраться к ним на спину для последующей переноски.
Поколения приматологов продолжили работу доктора Гудолл, обнаружив более 80 значимых жестов, которыми пользуются не только шимпанзе, но и бонобо, гориллы и орангутанги.
Теперь исследователи используют эти жесты, чтобы заглянуть в сознание обезьян. Некоторые даже считают, что они дают ключ к разгадке того, как у нашего вида развился полноценный язык. «Безусловно, жесты сыграли большую роль», — говорит Ричард Мур, философ языка из Уорикского университета.
В 1980-х годах Майкл Томаселло, тогда ещё молодой сравнительный психолог, впервые выдвинул теорию о жестах обезьян, основываясь на наблюдениях за детёнышами шимпанзе в неволе, когда они становились взрослыми.
Он заметил, что детёныши обезьян жестами обращались к своим матерям, а по мере взросления у них появлялись новые жесты, направленные на других шимпанзе.
Основываясь на своих наблюдениях, доктор Томаселло утверждал, что жесты развиваются у обезьян как простые привычки. Например, если детёныш неоднократно пытается выхватить еду изо рта матери, мать в конце концов начинает давать ему еду, в то время как малыш всё ещё протягивает руку. Ребёнок, в свою очередь, может перестать выполнять действие целиком.
Согласно идее ритуализации доктора Томаселло, обезьяны не используют жесты для общения так, как это делаем мы. Когда мы указываем на канноли в кондитерской, мы знаем, что этот жест даст пекарю понять, что мы хотим купить именно это блюдо. Но согласно теории, обезьяна не пытается проникнуть в мышление других обезьян, когда делает жест. Животное просто усвоило, что этот жест приносит то, что оно хочет.
Однако к 2010-м годам некоторые приматологи увидели серьёзные проблемы с этой теорией. Она предполагала большое разнообразие жестов, возникающих при взаимодействии обезьян один на один. Однако масштабные исследования шимпанзе показали, что все они делали одни и те же жесты. Некоторые из этих движений были даже общими для разных видов.
Критики разработали новую теорию, отвергающую идею о спонтанном развитии жестов у обезьян. Вместо этого они предположили, что жесты были закодированы в генах, подобно тому, как танец ухаживания закодирован в ДНК птиц. Унаследованные жесты, которые помогали обезьянам размножаться, получили предпочтение в результате естественного отбора.
«Жесты являются врождёнными», — говорит Ричард Бирн, приматолог из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, который помог разработать эту теорию.
Но Кирсти Грэм, бывшая студентка доктора Бирна, тоже стала недовольна теорией врождённости. «Вы хотите сказать, что более логично, что все 80 типов жестов закодированы генетически? — вспоминает доктор Грэм, которая сейчас преподаёт в Хантер-колледже в Нью-Йорке. — Действительно ли это более простое объяснение?»
Доктор Грэм обнаружила, что доктор Мур разделяет её скептицизм, как и Федерико Россано, сравнительный психолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который получил докторскую степень вместе с доктором Томаселло. В прошлом месяце трио представило третью теорию в журнале Biological Reviews. «Это история, которая, как мы надеемся, примирит существующие данные и расхождения во взглядах», — сказал доктор Мур.
По их мнению, обезьяны не наследуют конкретные жесты, но они наследуют чувство, что могут использовать жесты для общения с другими шимпанзе. Животные создают новые жесты, заимствуя — или, на жаргоне учёных, «рекрутируя» — движения, которые обычно делают обезьяны.
Например, обезьяна может протянуть руку, чтобы попросить еду, например кусочек свежепойманной добычи.
«У меня есть добыча, а вы сидите очень близко ко мне и внимательно смотрите на добычу, — говорит доктор Грэм. — Я уже знаю, что вы хотите съесть добычу, а жест превращает это в явную просьбу».
По её словам, эта теория объясняет некоторые наблюдения, которые в противном случае не имели смысла. Например, приматологи заметили, что когда обезьяне не удаётся получить что-то желаемое с помощью жеста, она может переместиться, чтобы другая обезьяна могла увидеть это более чётко. Если бы жест был просто заученным, привычным движением, животное не смогло бы демонстрировать его так гибко, говорит доктор Грэм.
«Они производятся намеренно, с определённой целью», — сказала она.
Рекрутинговая точка зрения предлагает объяснение того, как обезьяны могут использовать так много жестов, даже если они не запрограммированы врождённо. Обезьяны делают одинаковые жесты, потому что у них похожие тела, которые двигаются схожим образом. В результате им легко интерпретировать значение жестов, просто думая о том, что они делают своим собственным телом.
Доктор Грэхем утверждает, что взгляд на рекрутирование предлагает новые идеи о том, почему обезьяны с трудом распознают жесты, которые нам легко понять, например, тыканье пальцем. Эти движения не имеют чёткой связи с тем, что обезьяны делают со своим телом в повседневной жизни.
Однако это не означает, что обезьяны не могут научиться новым жестам. Доктор Грэм и её коллеги предсказывают, что животные могут это делать, если у жестов есть цель. Исследователи разрабатывают эксперименты, чтобы проверить, может ли это произойти.
По словам доктора Бирна, по сравнению с его собственной теорией о врождённой способности, рекрутинговый подход кажется «довольно сложной системой». Очевидно, что другие животные могут наследовать свои проявления, поэтому он задаётся вопросом, почему приматам требуется иное объяснение.
«Вопрос, на решение которого уйдёт много времени и дискуссий, заключается в том, стоит ли весь этот дополнительный теоретический аппарат того, чтобы лучше описывать реальность», — сказал он.
Однако доктор Томаселло, который сейчас преподаёт в Университете Дьюка, высоко оценил мнение о рекрутировании как улучшенную версию своей теории ритуализации.
По словам доктора Томаселло, когда он впервые разработал свою идею о жестах, учёные ещё не оценили, как много обезьяны могут понимать друг о друге. По его словам, согласно новой точке зрения, «обезьяны способны лучше понимать друг друга, чем считалось ранее». «Это важный шаг вперёд».
Некоторые учёные предполагают, что жесты обезьян непосредственно привели к появлению человеческого языка. Ранние люди преобразовывали жесты в язык жестов, снабжённый правилами грамматики, который затем превращался в разговорную речь.
Однако доктор Россано и его коллеги видят более отдалённую связь между жестами и языком. Наши предки-обезьяны развили беспрецедентную гибкость в изучении жестов и их использовании в социальной жизни. Это жизненно важный элемент и человеческого языка.
«Откуда у нас взялась гибкость возможностей и обучения? — сказал доктор Россано. — Вероятно, это происходит от гибкости системы жестов».
Автор: SLY_G