Ниже приводится резюме всех пяти этапов. Даются их ключевые моменты.
«Куда идти?»
В чем цель моих размышлений? Какой результат я хочу получить в конце? Этот этап очень важен. Обычно мы уделяем ему слишком мало внимания. Нужно очень четко себе представлять, о чем мы размышляем и чего хотим добиться. Нужно уточнить и сформулировать цель. Стоит попытаться найти альтернативные определения этой же цели. Можно попытаться разбить цель на более мелкие части.
Существует два типа целей и точек концентрации. При традиционной концентрации на цели мы определяем то, что хотим получить в конце. Это может быть решение проблемы, достижение установленной цели, выполнение задания или усовершенствование чего-то. При концентрации на области мы просто определяем область, в которой будем искать новые идеи.
Всегда помните, что решение проблем и устранение дефектов являются лишь одним из аспектов мышления. Мышление не ограничивается только решением проблем.
«Оглядимся»
Что мы видим? Что нужно искать? На этом этапе мы пытаемся найти и организовать нужным образом информацию, которая может понадобиться для наших размышлений. Иногда сфера поиска информации может быть очень-широкой, а в некоторых случаях ее нужно предельно сузить. Существуют рыбацкие вопросы, когда мы точно не знаем, какой ответ нужно «выудить». Есть также и охотничьи вопросы, на которые можно ответить либо «да», либо «нет», но мы знаем, в кого «целимся».
Иногда нужно предположить или угадать что-то, чтобы знать, в каком направлении нужно искать. Используйте свои догадки, но старайтесь не попасться в их ловушку и ограничиться только ими.
Чувства и ценности также важны на этом этапе. Как воспринимается эта идея различными людьми? С какой еще стороны можно взглянуть на проблему? Какие ценности затрагиваются? Различаются ли системы ценностей разных людей? Как думают различные люди?
ПРО «Выработаем различные варианты»
Это творческий, продуктивный и генерирующий этап мышления. Именно на этом этапе мы находим различные возможности. Именно этот этап соединяет цель мышления с результатом, который мы хотим получить. До него было пройдено два этапа, и остается пройти еще два этапа после него. Этот этап — связующее звено между тем, что имеется в начале, и тем, что получится в конце.
На этапе ПРО могут применяться четыре основных метода работы:
1. Метод поиска стандартного решения. При исполь-зовании этого метода мы пытаемся идентифицировать ситуацию, чтобы потом знать, что делать дальше и какую из уже заданного набора стандартных реакций на подобного рода ситуацию применить. Это традиционный способ мышления.
2. Метод обобщения. В этом методе мы соединяем начальный момент и желаемый результат с помощью широкой, «обобщенной» концепции, после чего эта концепция сужается до более частных идей, которые можно применить на практике. Частью этого метода является «веер концепций». В самом общем виде можно сказать, что мы возвращаемся обратно от того, чего хотим достигнуть, чтобы выдвинуть идеи, которые сможем применить на практике.
3. Творческий метод. Суть этого метода — развить максимальное количество идей, а затем модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли наши нужды. Для этого существуют формальные приемы нестандартного мышления, такие как провокация и метод «Чистая случайность». Ядром творческого мышления является «движение». Мы «двигаемся» вперед от провокационного предположения к вполне приемлемой идее.
4. Метод «Дизайн и объединение». В этом методе требования и составляющие элементы выстраиваются в параллель, после чего мы разрабатываем путь движения вперед, чтобы получить список требований. Мы пытаемся собрать или объединить различные элементы, чтобы получить желаемый результат.
Цель этапа ПРО — выдвинуть и предложить различные возможные варианты.
«Ну и каков же результат?»
Цель этапа ТАК — взять множество возможностей, выдвинутых на этапе ПРО , и сократить их количество до приемлемого для использования на практике.
На этом этапе существует стадия развития, на которой мы пытаемся укрепить и усовершенствовать идеи. Мы также стараемся устранить их дефекты.
Есть также стадия оценки, на которой мы изучаем идею. Мы пытаемся найти ее достоинства и выгоду от ее использования, а также перечислить связанные с ней сложности и проблемы.
Затем идет стадия выбора. У нас перед глазами есть несколько конкурирующих идей, и нам нужно выбрать одну из них. Можно использовать один метод, чтобы сократить количество вариантов, а затем прибегнуть к непосредственному сравнению.
На с тадии принятия решения мы решаем, делаем мы что- то или нет. Нужно рассмотреть рамки решения и трудности. Нужно рассмотреть также необходимость принятия решения. Также следует учесть возможный риск.
К концу этапа ТАК у нас должна быть либо одна идея, которую мы хотим применить, либо совсем ничего.
«Поехали!»
Этап ПО сосредоточен на действии. Как осуществить выбранную идею? Каков план действий?
Здесь существуют стадии и второстепенные цели. Нужно также все проверить и проконтролировать.
Мы используем стандартные каналы, а для неясных моментов существуют ячейки «если».
Ключевым моментом действия является человеческий фактор. Людей нужно убеждать. Идеи должны быть приняты. Нужны заинтересованность и мотивация. Люди могут строить вам препятствия. Все это следует учесть.
Действие нужно также обеспечить энергией. Где ее взять?
Проще
Еще более простое резюме может выглядеть так:
К: Куда я хочу прийти?
УЧ: Какой информацией я обладаю (и какие сведения мне нужны)?
ПРО: Как мне туда попасть?
ТАК: Какой из вариантов выбрать?
ПО: Как это осуществить?
Назад и вперед
Пять этапов мышления не существуют изолированно друг от друга. Перейдя от одного этапа к другому, вы всегда можете вернуться назад.
Например, работая на этапе ПО, вы вдруг обнаруживаете, что вам не хватает информации. Тогда вы возвращаетесь к этапу УЧ. Или вы вдруг решаете, что нужно уточнить задачу. Тогда вы возвращаетесь к этапу К.
Смотрите не переборщите с этими движениями назад-вперед, потому что так можно свести на нет все преимущества поэтапной системы. Вы вновь вернетесь к традиционному типу мышления, когда одна идея бессистемно сменяет другую, не придерживаясь никакой структуры.