Вы идете по лугу с высокой травой и вдруг позади слышите шорох. Ваше внимание немедленно переключается на этот шорох. Или вы рассматриваете драгоценное изделие, и продавец приносит вам другое. Ваше внимание переключается на него. Вы разговариваете с девушкой на вечеринке, и вдруг сережка срывается у нее с уха. Ваше внимание немедленно переключается на упавшую сережку.
Стоит ли удивляться, что если происходит нечто новое, то это немедленно привлекает ваше внимание? А как быть в ситуациях, когда ничего нового не происходит? Как в таких случаях происходит переключение внимания?
Можно прожить в доме в течение многих лет и не замечать в нем какой-либо особенности, пока человек, находящийся у вас в гостях, не укажет вам на нее.
У бойскаутов есть игра, которая называется, если я не ошибаюсь, «Kim’s Game»: вам показывают поднос с различными предметами, который затем, через несколько мгновений, прячут. Вам предлагается вспомнить как можно больше предметов, показанных вам.
Умение запоминать вещи — дело непростое и может потребовать немало тренировок. Студентов-медиков учат замечать как можно больше симптомов у больного, что помогает в постановке правильного диагноза. Конан Дойл применил свое медицинское образование, создавая образ своего героя Шерлока Холмса.
Своего рода парадокс состоит в том, что насколько хорошо мозг подготовлен к распознаванию, настолько же нелегко ему удается подмечать мелочи. Взглянув на небольшой фрагмент знакомой картины, человек немедленно узнает всю картину. Прослушав краткий фрагмент, человек узнает всю мелодию. Возможно, никакого парадокса на самом деле нет. Мы замечаем знакомые вещи, потому что мы готовы их замечать.
В то же время все необычное также привлекает наше внимание. Все, что посередине, вряд ли легко заметить. В повседневной жизни данное свойство следует считать скорее полезным, чем вредным.
Во многих парках развлечений можно встретить водные горки, где струйка воды, текущая по пластиковому желобу, обеспечивает достаточную скользкость, чтобы ребенок с большой скоростью мог спускаться по желобу вниз. Поверхность должна быть очень гладкой. Можно себе представить неприятность, которую доставит, например, выступающая заклепка. Тот же эффект возникает, когда нечто прерывает спокойный поток внимания.
Противоположностью прерванного внимания является процесс, когда оно перетекает с объекта на объект непринужденным, естественным образом, являясь составной частью эстетического восприятия. По-своему искусство является хореографией внимания, направляя его сначала сюда, затем туда. То же можно сказать и об искусстве хорошего рассказчика. Есть передний план, задний план и циклы внимания. Например, вы смотрите на красивый дом эпохи короля Георга, окруженный деревьями. Сначала вы обводите взглядом весь пейзаж в целом. Затем вашим вниманием завладевает здание. Затем портик или парадная дверь. Потом в поле внимания вновь оказывается весь дом целиком. Этот «танец» внимания помогает нам пережить приятные ощущения от созерцания красоты. Вполне возможно, что существуют определенные вещи, которые человеческий мозг находит привлекательными в силу присущего ему внутреннего эстетического чутья. Возможно, это правда, что существуют некие пропорции, которые рождают ассоциации с пропорциями материнского лица для ребенка. Возможно, это правда, что определенный ритм оказывает на человека похожий эффект, что и стук сердца матери на плод, который она носит. В остальных вещах большую роль, скорее всего, играет то, что я называю ритмом внимания. В каком-то смысле всякое искусство есть своего рода музыка.
Внимание часто представляется нам как некто держащий фонарик для нас и направляющий луч то на один предмет, то на другой. Такое иногда случается. Когда вы находитесь в художественном музее в составе экскурсии, экскурсовод дает вам непосредственные указания, на что вам следует обращать ваше внимание. Посмотрите, как здесь использованы свет и полутени. Обратите внимание на расположение персонажей, на то, как художник использует цвет. Посмотрите, как мастерски он владеет кистью. Посмотрите на выразительность лиц. В данном случае внимание перетекает от одного объекта к другому по известной схеме, что дает возможность рассмотреть многие аспекты окружающего нас мира.
Чаще, однако, никаких заведомых схем перехода внимания нет, за исключением случаев, когда мы смотрим на вещи знакомые или легко ожидаемые. По большей части наше внимание перетекает от предмета к предмету по правилам водной логики. Когда внимание в своем течении натыкается на нечто интересное, возникают новые направления и формируются петли внимания.
Например, вы разглядываете резьбу в индуистском храме и вдруг замечаете знак свастики. Поскольку свастика ассоциируется у вас с нацистской Германией, она привлекает ваше внимание и внимание «зацикливается» на предмете: образуется петля. У вас возникает вопрос, что этот знак делает здесь, если вам при этом не известно, что на самом деле это древний индуистский символ.
В результате того, что поток внимания натыкается на какой-нибудь объект, его направление может меняться. Например, вы смотрите на экспонат в музее, а затем читаете информацию на пояснительной табличке — в результате вы обнаруживаете в экспонате новые стороны, которых прежде не замечали. Так что даже если ничего нового не происходит, внимание может обнаруживать для себя «новые явления».
Если внимание действует по правилам водной логики, тогда почему с ним не происходит то же, что с элементами базового списка, которые формировали стабильные петли? Большую часть времени мы узнаем объекты и не удостаиваем их повторным вниманием именно потому, что наш мозг оказывается заключенным в стабильную петлю восприятия. В других случаях поток внимания обнаруживает новые для себя вещи, в результате чего возникают новые петли. Любая новая информация приводит к изменению контекста и потому выводит нас из стабилизированной петли.
Поток внимания тесно связан с многогранностью и детализацией воспринимаемого объекта. Впечатляющее богатство резьбы в индуистском храме затрудняет восприятие его как одного большого объекта. С другой стороны, поток внимания у туриста, осматривающего Тадж-Махал, являет собой прекрасный пример плавного перехода от общего к частному, снова к общему, опять к частному и т. д. Когда предмет слишком детализирован, наш мозг — а с ним и внимание — быстро устает. Когда деталей не слишком много, тогда мы больше смотрим на целое и потоку внимания просто нет места — как в случае, когда вы рассматриваете некоторые современные здания. Где-то между слишком большой и малой детализацией находится богатство готического стиля. Можно провести параллель со старинным танцем моррисом, который гораздо сложнее, скажем, современного вальса, хотя и последний может быть богат деталями и нюансами.
Разница между восприятием, которое является чисто внутренним явлением, и потоком сознания, направленным вовне, состоит в том, что внимание способно рождать новые восприятия. Такое может происходить и во внутреннем мире восприятий человека, занимающегося, например, творчеством, однако встречается гораздо реже.
В последнем случае речь идет о том, что существующие восприятия сами формируют схемы потоков, которые мы пытаемся зафиксировать посредством потокограмм.
Когда вы выгуливаете собаку, она время от времени останавливается, обнюхивает различные предметы, изучает территорию, а затем переходит на новую, которую также исследует и т. д. Поток внимания чем-то напоминает этот процесс. На рис. 76 показано, что путь потока внимания — это ряд исследовательских петель-циклов.
Принимая во внимание это свойство, на рис. 77 показаны два варианта пути, совершаемого потоком внимания. В одном случае внимание просто бродит от предмета к предмету; в другом случае путь имеет вид петель, возвращающихся к началу и становящихся с каждым разом все шире и шире. Здесь петли сменяют друг друга, но внимание, совершив полный круг, возвращается к той же начальной точке. Предполагаю, что объекты в случае потока внимания, представленного в виде петель, являются более интересными.