Первый шаг состоит в том, чтобы определить тему потокограммы. Например, предположим, ваш сосед по дому включает музыку слишком громко по вечерам.
Вторым шагом является составление списка потока сознания. Вы включаете в список по порядку свои мысли, записывая каждую из них в отдельную строчку. Поток свободных ассоциаций означает аспекты, идеи, образы, факторы и т. п., которые приходят вам в голову. Речь не идет о каком-либо систематическом анализе. Я называю это потоком сознания, имея в виду те мысли, которые приходят вам на ум в связи с рассматриваемой ситуацией. Эти мысли вовсе не являются вариантами выхода из ситуации, а всего лишь отражают различные ее аспекты. Более подробно о потоке сознания мы поговорим в следующем разделе книги.
Итак, в случае с шумным соседом список потока сознания мог бы выглядеть следующим образом:
ГРОМКАЯ МУЗЫКА
С ЗАВИДНЫМ УПОРСТВОМ
НЕВОЗМОЖНО СПАТЬ
НЕ РЕАГИРУЕТ НА ЖАЛОБЫ
СОСЕДУ ВСЕ РАВНО
УГРОЗЫ НЕ ДЕЙСТВУЮТ
ТРУДНЫЙ СОСЕД
НИКОГО ДРУГОГО ЭТО НЕ ЗАТРАГИВАЕТ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ УЖЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ
НЕВОЗМОЖНО НЕ СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ
Это настоящий, не выдуманный список первых пришедших в голову факторов рассматриваемой ситуации. Я записал эти факторы в том порядке, в котором они пришли мне в голову в связи с этой вымышленной ситуацией. Если бы я больше размышлял над ней, список мог бы получиться другим.
Но самое главное — мы имеем дело с настоящим списком, составленным по принципу потока сознания. Было бы мало пользы от того, что мы взяли бы и тщательно отобрали тезисы, чтобы продемонстрировать заведомый результат.
Третий шаг состоит в том, чтобы пройтись по элементам списка, присваивая каждому из них букву алфавита: А, В, С, D и т. д.
Четвертый шаг — самый главный и включает собственно построение потоков. Рассматривая элементы списка по одному, вы определяете, к какому другому элементу «перетекает» этот конкретный элемент.
Все очень просто: к какому другому элементу списка ведет данный элемент? Это вопрос не причинно-следственной связи, а того, что «приходит в голову следующим». С одной стороны, это может быть очень просто, когда другой элемент является очевидным пунктом назначения. Или это может быть очень сложным делом, поскольку возможным исходом могут показаться два и более элемента. Или вообще ни один элемент не кажется подходящим исходом.
Как бы сложно ни было, приложите максимум усилий.
Например, мы имеем:
А ГРОМКАЯ МУЗЫКА
Это как будто ведет к элементу С, так что мы получаем:
А ГРОМКАЯ МУЗЫКА С
Берем следующий элемент:
Е СОСЕДУ ВСЕ РАВНО
Это, по-моему, ведет к F, так что мы имеем:
Е СОСЕДУ ВСЕ РАВНО F
Весь список мог бы теперь выглядеть следующим образом:
А ГРОМКАЯ МУЗЫКА С
В С ЗАВИДНЫМ УПОРСТВОМ С
С НЕВОЗМОЖНО СПАТЬ Н
D НЕ РЕАГИРУЕТ НА ЖАЛОБЫ Е
Е СОСЕДУ ВСЕ РАВНО F
F УГРОЗЫ НЕ ДЕЙСТВУЮТ G
G ТРУДНЫЙ СОСЕД Е
H НИКОГО ДРУГОГО ЭТО НЕ ЗАТРАГИВАЕТ F
I ПРОДОЛЖАЕТСЯ УЖЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ G
J НЕВОЗМОЖНО НЕ СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ G
Пятый шаг заключается в том, чтобы построить потокограмму, используя буквы, представляющие элементы списка. Например, если А (ГРОМКАЯ МУЗЫКА) течет к С (НЕ МОГУ СПАТЬ), тогда мы просто указываем, что А ведет к С, как показано на рис. 41.
То же самое мы проделываем для каждого элемента списка. При этом подмечаем, какой элемент чаще всего упоминается среди букв справа (то есть среди результирующих тезисов). В рассматриваемом примере С четыре раза оказывается в результирующих тезисах. Включим его первым в состав нашей будущей потокограммы, а затем присовокупим те элементы списка, от которых мы совершили переход к нему.
Следите за тем, чтобы каждая буква включалась в состав потокограммы только единожды. Проверяйте это время от времени, поскольку достаточно легко случайно включить какую-либо букву повторно.
С первого раза потокограмма получится, скорее всего, весьма сумбурной. Поэтому ее следует перерисовать более аккуратно — так, чтобы стрелки не пересекались.
Окончательным результатом может стать, например, потокограмма, представленная на рис. 42. Как можно легко видеть, каждое событие на ней (представленное соответствующей буквой) перетекает к другому событию.
К некоторым элементам переход осуществляется особенно часто — как, например, к С. Однако у каждого элемента может быть единственная стрелка, отходящая от него к какому-нибудь другому элементу. Это очень важный аспект, в точности соответствующий правилу медуз, согласно которому медуза может вонзить свое острие в одну-единственную медузу.
Данный момент основан на общем правиле, которое гласит: при заданных обстоятельствах одно состояние всегда переходит в единственное другое состояние.
На данном этапе будем считать, что контекст или набор обстоятельств остается неизменным. Позднее мы рассмотрим, что происходит, когда меняется контекст.
Кратко повторим и сведем вместе шаги, необходимые для построения потокограммы.
1. Выбрать тему потокограммы.
2. Составить список потока сознания.
3. Присвоить каждому элементу списка букву алфавита по порядку.
4. Для каждого элемента указать, к какому другому элементу он перетекает.
5. Начертить потокограмму.
6. Перечертить потокограмму более аккуратно.