Прежде всего следует избегать слишком быстрого отказа от идей. Как правило, такой быстрый отказ происходит в том случае, если мы прибегаем к идее ограничения реального мира. Если идея не вписывается в эти ограничения, мы можем поддаться искушению и сразу отказаться от нее. Это преждевременное применение черной шляпы следует подавлять, надевая желтую шляпу и прилагая дополнительные «зеленые» усилия. Время для оценки еще не пришло. В данный момент нужно продолжать развивать и отстраивать идею.
Существуют магические слова, способные на корню зарубить зарождающуюся идею. Эти слова — «то же самое».
Эта идея предлагает нам то же самое, что мы делаем сейчас.
В том, что вы предлагаете, нет ничего нового. Мы уже пробовали нечто подобное, и у нас ничего не вышло.
Слова «то же самое» кажутся безобидными, но на самом деле они безжалостно убивают идеи. Они внушают нам, что родившаяся мысль не заслуживает внимания; не стоит тратить на нее время, потому что это вообще не новая идея. При этом даже не делается попытки опровергнуть осуществимость или ценность идеи. Даже наоборот, она может быть признана вполне хорошей, но не новой. Мне приходилось наблюдать, как простое замечание такого рода убивало в зародыше очень хорошие идеи. Они почти беззащитны от подобных нападок.
Иногда эти убийственные слова используют искренне и человек на самом деле не может увидеть различие между существующей и предлагаемой идеей. Но чаще всего их произносят сознательно те, кто уяснил себе: лучший способ избавиться от новых идей — сказать, что они вовсе не новы.
Если взглянуть на идеи с общего уровня концепций, то можно сказать, что многие идеи сходны между собой. Например, лошадь похожа на самолет, потому что и то, и другое — метод перемещения из пункта А в пункт Б. Кредитная карточка, банковская карточка и чек — одно и то же, потому что все они являются способами замены бумажных денег. Поддавшись влиянию этих опасных слов, мы потеряем массу ценных и полезных идей.
Итак, никогда не произносите этих слов и не поддавайтесь их влиянию, занимаясь поисками новых идей. Если идея кажется чересчур похожей на уже существующую, сфокусируйте внимание на различии (один из методов перехода). Даже если это различие составляет всего один процент, сфокусируйтесь на этом одном проценте.