«Задавать вопрос не в бровь, а в глаз».
Очерчивание круга проблем: где заканчиваются наши «фокусы»?
Постановка мыслительных задач.
На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Различие между человеком, мыслящим хорошо, и тем, у кого протекание этого процесса оставляет желать лучшего, нередко заключается в их разной способности сосредоточиться на определенной проблеме. На чем заострить свое внимание? – вот в чем вопрос. Осознать общие цели и задачи мышления – это еще далеко не все.
• Нам нужно заострить внимание на том, что мы будем делать, когда наши конкуренты снизят цены на свою продукцию.
• Подумаем над тем, как каждый из нас хочет провести выходные.
• Зонты и реклама. Мне нужны ваши соображения о том, как обычный зонт от дождя можно использовать в качестве основы для рекламы. Ну-ка, подключите свое творческое мышление!
• Чем мы могли бы приятно удивить наших постояльцев, чтобы они порекомендовали наш отель своим друзьям? Сосредоточьте свое внимание на этом.
• Нам необходимо подумать об организации обслуживания в наших кафе и закусочных. Конкретно – нам нужно подумать над тем, как привлечь к себе пожилых людей в те часы, когда наплыв посетителей у нас невысок.
Фокус нашего внимания может быть широким или узким. В широком фокусе может размещаться несколько узких тем. Главное при этом – четкое обозначение границ фокусного пространства. На выполнение этих задач и направлено мышление в синей шляпе. Человек в шляпе небесного цвета немедленно подмечает малейшее выскальзывание наших мыслей за пределы фокусного пространства и направляет их в нужное русло. Можете быть уверены: время, проведенное в размышлениях об особенностях нашего мышления, не пройдет для вас даром.
• Я надел синюю шляпу и хочу вам сказать, что мы слишком отклонились от темы нашей беседы. У нас накопилось предостаточно новых идей, но ни одна из них нам не подходит. Нам нужно вернуться к самому началу. У кого-нибудь еще есть предложения, продиктованные синей мыслеварительной шляпой?
• Наденьте синюю шляпу и скажите, что вы думаете о ходе нашего совещания. У меня создается впечатление, что мы просто топчемся на одном месте.
Самый простой способ сосредоточить свое внимание на конкретном вопросе – сформулировать суть определяемой нами проблемы. Часто говорят, что правильно определить проблему – значит наполовину ее разрешить. К великому сожалению, правильно сформулировать проблему оказывается значительно легче задним числом, когда нами уже найдено верное решение. Тем не менее концентрация внимания на правильной постановке вопроса является важным аспектом мышления в синей шляпе.
На занятиях по программе, направленной на развитие у детей навыков творческого мышления, нами чаще всего используются два типа вопросов: «вопрос удильщика», относящийся к группе исследовательских вопросов (мы задаем их, как рыбак, насаживающий на крючок наживку, но еще не знающий, что ему суждено вытащить из реки), и «вопрос стрелка», относящийся к группе вопросов уточняющих, на которые можно ответить только «да» или «нет» (так спрашивает себя охотник, выпаливший из двух стволов в сидящую на ветке ворону: он может только либо попасть в цель, либо промахнуться).
• Вопрос не в том, что нам нужно сделать, а в том, когда нам лучше приступить к работе. Важно правильно рассчитать время. Что при этом нужно учесть?
• Весь вопрос в том, действительно ли покупатель отдает себе отчет в преимуществе использования пластиковых карточек, или это мнение стоящего за прилавком продавца, которому стало удобнее работать.
Проблема – это частный вариант вопроса на тему: как мы можем эту цель достичь? Очень важно точно определить границы и сущность проблемы, поскольку в противном случае ее решение может восприниматься как неподходящее или имеющее далеко идущие последствия. Действительно ли данное обстоятельство представляет для нас какую-то проблему? Зачем нам ее решать? Зачем нам вообще все это нужно?
• Холодное время года – это не проблема. Проблема в нашем восприятии холодной погоды. Только здесь мы можем надеяться что-либо изменить.
• Дело не в том, что у нас не бывает снега, а в том, что у нас нет специальных площадок, оборудованных для лыжных прогулок. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети могли отличить лыжу от доски, нам нужно регулярно вывозить их в горы, туда, где есть снег.
В практической жизни вместо настойчивых стремлений очертить круг проблем нередко оказывается более результативным определить спектр их наиболее вероятных решений. И в этом – задача мышления в синей шляпе. Помимо того, роль человека, надевшего шляпу небесного цвета, заключается в постановке задач. Это становится особенно важным, если человек любит размышлять в одиночестве.
• Давайте вначале подумаем над целью проведения нашего совещания. К каким решениям нам следовало бы прийти?
• Начнем с составления перечня вопросов, по которым у нас достигнуто принципиальное соглашение.
• Наша задача в том, чтобы рассмотреть пути к решению этого вопроса. Сначала определим моменты, не вызывающие у нас сомнений.
• Составим перечень самых насущных проблем, касающихся школьного образования.
• Давайте посмотрим на всю нашу рекламную кампанию с позиции человека в черной шляпе.
Поставленная задача может включать в себя широкий или более узкий круг вопросов. Для ее решения от нас могут потребоваться немедленные, конкретные действия либо целая серия мероприятий, направленных на достижение далеко идущих планов, связанных, например, с освоением новых областей знаний.
• Мне нужны ваши соображения по поводу того, как нам осуществить распространение наших товаров при помощи телевизионных программ.
• Как нам определить, насколько логичными были их действия с самого начала?
• Почему нам так сложно сделать выбор между двумя предложенными нам схемами действий?
Когда поставленную задачу выполнить нельзя, следует вернуться на исходные рубежи и направить все свое внимание на поиски допущенной ошибки.
• Мы не можем объяснить, почему так резко увеличилось потребление леденцов и шоколадных батончиков. Нам придется вернуться к этому вопросу позднее, когда общая ситуация станет для нас понятной и мы получим возможность выдвинуть гипотезу, основанную на фактах.
• Почему за последние месяцы так возросло потребление говядины? У нас нет для этого никаких объяснений. Может быть, для понимания этих тенденций нам следует разбить проблему на несколько более мелких вопросов?
Человек, использующий синюю шляпу мышления, своими наводящими вопросами словно обрисовывает мишень и говорит: «Вот она – наша цель. Стреляйте сюда».