Навечно – в позе решительного отрицания.
Ничего у нас не получится. И не должно получиться!
Ну-ка, посмотрим, чего мы здесь не поймем, в чем не разберемся и почему ничего не сделаем.
Критический настрой – во всем и навсегда.
Бродячий символ пессимизма.
Большая часть западных мыслителей, как маститых, так и только начинающих «маститься», из-за своей склонности к спорам почувствуют себя в черной шляпе очень уютно.
Это может показаться неожиданным, но приобрело широкую распространенность убеждение, будто основное назначение человеческого мышления состоит в том, чтобы носить черную шляпу критических настроений. К несчастью, подобные настроения полностью перечеркивают все продуктивные, творческие и созидательные аспекты мышления.
И тем не менее образ мыслей, сформированный черной шляпой, представляет собой очень важную часть мышления.
Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своих позиций. Разум отрицает и делает это без всяких эмоций.
Отрицать, сопровождая отрицание красочным проявлением чувств, – это прерогатива образа мыслей в красной шляпе, который, кстати сказать, может быть окрашен и в тона положительных эмоций. Мышление же в черной шляпе, хотя и не сосредоточено исключительно на поиске мрачных сторон жизни, тем не менее всегда сумеет отыскать во всем именно эту, самую мрачную сторону.
При этом результаты неутешительных открытий непременно будут иметь свое логическое обоснование – в отличие от минорных переживаний носителя шляпы красной, настроения которого не нуждаются в объяснениях.
И здесь мы подходим к рассмотрению одного из главных достоинств концепции шести мыслеварительных шляп: она предоставляет нам, в частности, возможность провести четкое различие между отрицанием, выстроенным на эмоциях, и отрицанием, подаренным нам пониманием языка неумолимых фактов – разумом.
– Я считаю, это снижение цен на продукты не принесет нам ничего хорошего.
– Эта ваша восторженность навеяна образом мыслей в красной шляпе. А я хочу выяснить состояние дел на основе здравых и реалистичных суждений. Наденьте-ка свою черную шляпу и представьте мне логические обоснования своей точки зрения.
– Весь предыдущий опыт показывает, что, как бы мы ни снижали цену на свою продукцию, это не приводило к желаемым результатам и лишь вело к весомому недополучению расчетной прибыли. Значит, мы вынуждены признать, что наши конкуренты разбираются в политике рыночного ценообразования значительно лучше нас.
Логика объяснений человека, мыслящего в черной шляпе, должна быть соблюдена в точности. Ей надлежит быть понятной каждому. Все приводимые доводы должны выглядеть совершенно обоснованными – как преподнесенные бесстрастным языком цифр, так и изложенные человеком. Образ мыслей, продиктованный стратегией черной шляпы, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, – тому, как все это должно быть.
Плоды мышления в черной шляпе призваны отличаться внутренней логикой построений и правдивостью, но это не значит, что по существу вопроса они непременно должны быть верны. Такой тип мышления направлен на поиск логического опровержения всему сущему; он ищет, «почему это не будет – и не должно – действовать как надо». В этом и состоит суть негативного склада мышления.
Логические умозаключения, выстроенные на той же объективной основе, но представленные положительным утверждением типа «почему это будет – и должно – действовать как надо», свойственны мышлению в желтой шляпе – позитивному складу мышления.
Каждому из нас присущ тот или иной склад мышления; но поскольку наше сознание проявляет тенденцию к стойкому стремлению к отрицанию, для реализации этого стремления требуется наличие особой шляпы. У человека должна быть возможность начисто все отрицать.
Существует большая вероятность того, что как позитивная, так и негативная настроенность нашего восприятия обусловлены неким тончайшим различием в балансе нейромедиаторов, присутствующих в составе нашего мозга. Если бы что-либо в этом вопросе обстояло иначе, для нас не было бы и практической пользы в обладании шляпой, предназначенной для обеспечения строгой объективности наших суждений, подразумевающей наличие как положительных, так и отрицательных умозаключений, поскольку баланс нейромедиаторов при этом продолжал бы оставаться на прежнем уровне. При этом процентное соотношение нейромедиаторов, сопровождающее проявление нами негативизма и переживание чувства страха, вероятно, оказывается равным – так же, как оно оказывается равным при нашем позитивном настрое и переживании чувства удовлетворения.
Всегда считалось, что слово «критика» содержит в себе объективную оценку как положительных, так и отрицательных сторон данного вопроса. Но в обычной жизни глагол «критиковать» подразумевает указание на то, что не отвечает установленным требованиям. Именно такое восприятие действительности и отличает формируемый черной шляпой образ мыслей.
Годы практики, посвященные рассмотрению принципов работы нашего мозга, убедили меня в необходимости разделить образ наших мыслей на две категории – позитивное восприятие мира и негативное. Люди, полагающие себя свободными от подобных перекосов восприятия, как правило, принимают желаемое за действительное и обрекают себя на безрезультатные поиски несущественных преимуществ в сравнении с людьми, тяготеющими к устойчивому внутреннему настрою.
Черная шляпа – «шляпа критического восприятия мира». Я хочу особенно подчеркнуть, что ее не используют для ведения дискуссий. Надевающий ее человек сосредоточивает свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме, но в зависимости от своего желания может произвольно поменять черную шляпу на желтую и наоборот.
• Сейчас, когда я надел свою черную шляпу, я должен поставить вас в известность о том, что дирекция предприятия приняла решение уменьшить объем электроэнергии, подаваемой на отопление ваших квартир. С другой стороны, надев свою желтую шляпу, я могу указать, что оплачивать стоимость потребляемого электричества вам не придется.
Эта особенность мышления в черной шляпе освобождает нас от необходимости быть абсолютно правдивым и подвергать рассмотрению обе стороны поднимаемого вопроса. Надев черную шляпу, мы сосредоточиваем свое внимание на отрицательной стороне предмета или явления.
На первый взгляд может показаться, что черная шляпа усугубляет негативное мышление, свойственное многим людям. В то время как красная шляпа узаконивает эмоции, черная шляпа придает законную силу негативному настрою своего обладателя. Но здесь есть один достаточно интересный момент: в практическом отношении надевание черной шляпы производит прямо противоположный эффект.
Человек, по природе своей склонный к негативизму, еще больше укрепит в себе эту черту характера. Поиск недостатков станет его основным, если не единственным в жизни занятием. Это значит, что в обычном своем состоянии присущий ему фон мышления будет отличаться негативизмом. С другой стороны, сосредоточиваясь непосредственно на отрицательной стороне вопроса, человек самим фактом надевания черной шляпы будет как бы устанавливать границы своего критического восприятия. А осознание им этого обстоятельства позволит нам попросить его снять черную шляпу. Это будет означать, что ему следует отдохнуть от своего критического запала.
• Свое умение носить черную шляпу вы нам уже продемонстрировали. И неоднократно. Почему бы вам для разнообразия не примерить шляпы других расцветок?
• В ходе обсуждения этого вопроса ваши мысли были продиктованы исключительно черной шляпой. Вы умеете носить только ее?
• Я бы хотел, чтобы в следующие пять минут вы сменили черную шляпу на желтую. Поменяйте эти головные уборы и скажите нам, что вы обо всем этом думаете.
• Обычно Мария демонстрирует нам образ мыслей, навеянных черной шляпой. Когда она не надевает сей головной убор, ей, видимо, просто нечего нам сказать.
• Вы смотрите на вещи из-под полей только одной шляпы. И шляпа эта – черного цвета.
Игрок в гольф, достигший высот мастерства в игре длинной клюшкой, не забудет и о короткой. Так же и человеку, умело использующему черную шляпу, совсем не понравилось бы осознание факта, что он утратил способность по своему желанию примерить шляпы других расцветок. Таким образом, наша концепция мыслеварительных шляп проясняет и тот факт, что негативизм представляет собой лишь один, конкретный склад мышления.
Многие читатели, разумеется, уже обратили внимание, что роль, исполняемая в черной шляпе, очень похожа на традиционно понимаемую нами роль буквоеда – человека придирчивого, до тошноты дотошного и по малейшему поводу выказывающего себя завзятым спорщиком.
• Да, мне понравилась эта идея использовать дирижабль в качестве средства для транспортных перевозок. Но сейчас я возьму на себя роль буквоеда.
• Все мы слишком увлечены этой идеей. Кто-то должен взять на себя роль дотошного буквоеда и помочь нам посмотреть на проблему со всех сторон.
Функции черной шляпы и в самом деле весьма сходны с отношением к делу человека въедливого, и образ мрачного критика, подвергающего сомнению всех и вся воплощает в себе эту частную роль как одну из целой серии ролей, исполняемых обладателем шести масок-шляп. В этом смысле роль неуемного отрицателя рассматривается лишь как одно из направлений нашего мыслительного процесса.
Буквоед, этот адвокат дьявола, и в самом деле выполнял функции адвоката, назначаемого церковным судом для выступления в защиту обвиняемого в ереси или колдовстве. Таким образом, мы снова возвращаемся к идее ведения спора. Но как я уже указывал, внутренний настрой обладателя черной шляпы требует не спора, а лишь сосредоточенности на логически обоснованном отрицании.
Образ мыслей, диктуемый пребыванием в черной шляпе, используется для заполнения темной части спектра при построении нами карты нашего отношения к ситуации. Задача черной шляпы – отрезвить своего обладателя, заставить его посмотреть на мир через темные, хотя и не солнцезащитные очки. Эта задача очень важная, она призвана охранять нас от однобокости в подходе к рассмотрению возникающих проблем. По своей объективной значимости эта роль нисколько не уступает назначению любой другой шляпы, и потому она должна выполняться тщательно и от всей души. Сдерживать течение мыслительного процесса, направленного черной шляпой, из страха, что грубое отрицание погубит идею, – опасно; это разрушит целостность мышления в остальных масках-шляпах, которое состоит в том, что каждую из шести ролей нужно сыграть до конца.