Если вы обучили крысу нажимать на рычаг для получения пищевого подкрепления, а затем отключили аппарат подачи пищи, крыса сначала очень часто нажимает на рычаг, затем все реже и реже, пока, наконец, не прекратит это совсем, Поведение “угасло”.
Термин “угашение” идет из психологических лабораторий. Он предполагает исчезновение не животного, а поведения, которое пропадает само собой вследствие отсутствия подкрепления, подобно сгорающей свечке.
Поведение, которое не приводит ни к каким результатам — ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, — скорее всего затухнет. Но не всегда это означает, что вы можете игнорировать поведение и оно исчезнет. Поведение пренебрегающего его результатами человеческого существа есть уже само по себе результат существа, совершающего столь асоциальное действие, поэтому не всегда можно рассчитывать на угашение поведения другого человека и даже животного, не обращая на него внимание. К тому же крыса, нажимающая на рычаг, делает это в лабораторных условиях; внешние стимулы здесь сведены до минимума. А поведение человеческих существ не осуществляется в вакууме.
И тем не менее игнорирование может дать результат. Однажды я наблюдала, как Томас Шиллере, дирижер симфонического оркестра, проводил репетицию в Нью-йоркской филармонии. Ужасный дирижер — но и оркестр тоже ужасный. Когда Шипперс подошел к пюпитру, оркестр был настроен на несерьезный лад: деревянные духовые инструменты стонали: “Я хотел бы быть в Дикси”, а скрипка человеческим голосом говорила: “Ox-ox”. Шипперс проигнорировал эти дурачества, и они вскоре угасли.
В человеческих взаимоотношениях угасание, с моей точки зрения, больше всего применимо к речевому поведению — хныканью, ворчанию, надоеданию с просьбами, угрозам. Если эти типы поведения не приведет ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают. Помните, что вывести кого-либо из себя может служить положительным подкреплением. Брат, который повергает сестру в ярость, дергая за косичку, получает подкрепление. Если вы на работе вспылили на кого-нибудь, кто занимает более высокое служебное положение, то он или она в выигрыше. Даже животным это известно. Сразу вспоминаются таксы и скотчи — породы собак, у которых взятие реванша является хорошо развитым и осмысленным типом поведения — делать назло. Вы пробовали уехать на выходной, не взяв с собой собаку? Когда вы вернетесь, то несмотря на то, что в ваше отсутствие с ней хорошо гуляли, она нагадит вам на постель.
Вы можете избить ее до полусмерти, но такое проявление ярости будет ей только наградой.
Mы часто ненароком подкрепляем поведение, которое нам хотелось бы угасить. Хныканье у детей является поведением, которое вырабатывается с помощью родителей. Каждый ребенок, который устал, голоден, находится в дискомфорте, может скулить как щенок. Однако словом “нытик” называется ребенок, чьи родители достигли такой высокой степени самоконтроля, что могут вынести чрезвычайно длительное нытье, прежде чем окончательно потеряют терпение и скажут: “Хорошо, я дам тебе это проклятое мороженое; ну, теперь замолчишь?” Мы забываем или не понимаем, что случайное подкрепление — любое подкрепление, хорошее или плохое, — способствует сохранению поведения.
Однажды в Блумингдэле [Супермаркет — прим. Перев.] я видела хорошенькую девчушку лет шести, которая привела свою мать, бабушку и весь отдел белья в полный ступор виртуозным применением “но ты сказала, ты обещала, я не хочу…” и т. д. Насколько я понимаю, ребенок устал от магазина, и, возможно, не без основания. А может, у нее вообще было неважное самочувствие. Ей хотелось уйти, а она усвоила, что добиться желаемого можно нытьем, которое всегда случайным образом подкреплялось.
Что делать, если вам на день навязали чьего-нибудь ребенка-нытика? Вот что делаю в этих случаях я. Как только протесты или жалобы начинают произноситься тем характерным для нытья гнусавым тоном, я сообщаю ребенку, что нытье на меня не действует. (Это обычно даст ему или ей пищу для размышлений, поскольку они не думают об этом, как о нытье, а считают это логичным и великолепным средством убеждения.) Как только нытье прекратилось, я спешу с подкреплением в виде похвалы или объятия. Если ребенок забыл и снова начинает ныть, мне обычно удастся прекратить это поднятием бровей или уничтожающим взглядом.
На самом деле нытики часто бывают умненькими детьми, и с ними бывает приятно и интересно, когда они отказываются от этой своей игры и нытье угашается.
Когда имеешь дело с поведением, имеющим словесное выражение, то одной из проблем является наш необычайный пиетет к языку. Слова обладают почти магическими свойствами. В тех ситуациях, когда нас запугивают, надоедают просьбами или нытьем, и особенно во время семейных ссор, мы склонны обращать внимание на сказанные слова, а не на поведение. На фразу: “Но ты же обещал” следует ответ: “Нет, я не обещал” или: “Я знаю, но я должен завтра ехать в Чикаго, поэтому не могу сделать то, что сказал, как ты этого не понимаешь?” и т. д., и т. п.
Мы должны отделять слова, которые говорятся, от поведения. Например, когда муж и жена ссорятся, действием является борьба. Предмет же ссоры часто является скрытым спектаклем. Вы можете оспаривать все на свете, можете произносить совершенно справедливые слова (врачам приходится выслушивать бесконечное количество вариаций на эту тему), но при этом все время в стороне остается само поведение — борьба.
Мало того, что мы с легкостью втягиваемся в словесное выражение конфликта (“Он сказал, что я — трус, а я не трус”), мы часто не замечаем того, что сами подкрепляем его. И не только тем, что позволяем привести себя в ярость. Возьмем, к примеру, мужа, который всегда приходит домой в плохом настроении и который хочет сейчас же получить свой мартини (или пиво) и следом сразу же ужин. Чем более он раздражен, тем больше торопится жена подать требуемое, ведь правда? Что на самом деле она подкрепляет?
Примеры метода 4. Угашение.
Метод 4 бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения. Тем не менее он хорош для борьбы с нытьем, дурным настроением, поддразниванием. Даже маленькие дети могут усвоить — и это открытие доставляет им удовольствие — что они могут прекратить поддразнивания со стороны более старших детей, просто никак не реагируя на них.
Поведение | Метод воздействия: |
Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи | Подождите, пока он повзрослеет. |
Собака на дворе лает всю ночь | Этот тип поведения самоподкрепляется и редко угасает сам по себе. |
Дети слишком шумят в машине | Определенный уровень шума естествен и безвреден; пусть он будет, они от этого устанут. |
Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении | Следите, чтобы его грубости не давали никаких результатов: ни хороших, ни плохих. |
Неправильный удар при игре в теннис | Работайте над другими ударами, движениями ног и т. д., старайтесь сделать так, чтобы специфическая ошибка сошла на нет из-за того, что на ней перестают концентрировать внимание. |
Бастующий или ленивый служащий | Если неправильная форма поведения является способом привлечения внимания перестаньте обращать внимание. Забастовка, однако, может быть самоподкрепляемой. |
Отвращение к благодарственным письмам | Этот тип поведения обычно угасает с возрастом. Жизнь становится так полна обременительными обязанностями, такими, как оплата чеков, налогов, что по сравнению с этим открытки с благодарностями начинают рассматриваться как отдых. |
Кошка влезает на кухонный стол | Пренебрегите этим поведением. Оно не исчезнет, но вы можете преуспеть в угашении собственного неприятия кошачьей шерсти в еде. |
Грубый водитель автобуса вывел вас из себя | Не обращайте внимания на водителя, оплатите проезд и забудьте инцидент. |
Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами | Рассматривайте это как временную меру и уповайте на то, что взрослый ребенок уедет от вас как только его финансовое положение улучшится или кризис минует. |