Что определяет различие между шимпанзе и человеком, если их гены почти не отличаются друг от друга? С 1912 года ученые считают доказанным, что все дело в различии размеров фронтальных, или лобных, долей коры головного мозга. Однако Катерина Семендефери из Калифорнийского университета в Сан-Диего решила не принимать это утверждение на веру и провела собственное исследование.
Она просканировала мозг пятнадцати человекообразных обезьян, включая шимпанзе, горилл, орангутанов и гиббонов, и десяти человек. Меньше всего лобной коры было у гиббонов: не более 29% от всего объема коры головного мозга. У людей и человекообразных обезьян на лобные доли приходилось не менее 35%. Самый высокий средний “лобный индекс” у человека и орангутана – 38%.
Исследовательница сделала вывод, что по соотношению между долями мозга люди от обезьян почти не отличаются. Гораздо важнее “мозговой индекс”, то есть соотношение массы мозга и всего тела. Например, у слонов мозг огромен, поскольку ему приходится контролировать гигантскую мышечную массу. Но именно у человека мозг имеет наибольшую относительную массу по сравнению с массой всего организма.
“Поведение человека и животных, – пишет К. Семендефери в журнале “Nature Neuroscience”, – определяется и поддерживается нейрональными сетями, а не локализацией фрагментов коры. У человека наблюдается значительно большая специализация частей коры, особенно префронтальной, которая отвечает за высокоинтел лектуальное мышление, креативность (творчество) и эмоциональный статус. И уж совсем уникальны участки коры, “генерирующие” язык, которых просто нет ни у каких наших братьев меньших”.
Кандидат биологических наук И. ЛАЛАЯНЦ. Журнал “Наука и жизнь” №5, 2002 год