Теперь поговорим о технических деталях. На следующих страницах вы найдете ряд подробных инструкций различных методик. Прочитав инструкцию какой-то одной методики, прежде чем переходить к следующим разделам, отложите книгу в сторону и попробуйте проделать это хотя бы один раз.
Я настоятельно рекомендую вам по мере изучения книги делать именно так. Тогда усвоение материала будет не теоретическим, а практическим.
Не стану больше утомлять вас напоминаниями о важности практики для всех изложенных методов, но если вы последуете моему совету, то гораздо глубже вникните в их суть.
Практика бархатно-гладкого дыхания.
Воображение работает гораздо лучше, если вы находитесь в расслабленном (но не в сонном) состоянии. Один из способов привести себя в такое состояние — методика бархатно-гладкого дыхания. После того как вы прочтете несколько следующих строк, закройте глаза и посидите минут десять. Не ищите образов! Вы только расстроите себя, когда ничего не увидите. Вместо этого сосредоточьтесь на своем дыхании. Постарайтесь дышать так плавно и гладко, чтобы между вдохом и выдохом не было паузы. Ваше дыхание должно быть одним сплошным, слитным, текущим д-ы-х-а-н-и-е-м, медленным и прочувствованным. Пусть оно поглаживает вас, как если бы вы сами гладили бархат.
Начнем со знакомых образов.
При первом опыте попробуйте описать знакомого человека или предмет в мельчайших подробностях. Закрыв глаза, обрисуйте свою мать, ребенка или супруга. Опишите, например, Тадж-Махал или другую достопримечательность.
Если вы справитесь с этим несложным заданием, то примите мои поздравления! Вы начали работать с мысленными образами. Многие люди отрицают, что они видят мысленные образы, но наш мозг устроен так, что невозможно описать человека или вещь по памяти, не обратившись вначале к его мысленному образу.
Упражняйтесь до тех пор, пока не добьетесь легкости исполнения. Вот теперь вы готовы к тому, чтобы поэкспериментировать с произвольными образами.
Оставайтесь бдительны.
Когда вы ждете спонтанные образы, то должны быть готовы ко всему. Не надо, подобно Бобу С., подавлять образ покрышки в надежде увидеть нечто волшебное и конкретное. Образы могут принимать любую форму: забор, чье-то лицо, ветка дерева. Но возможно и ощущение песка, запах пряника, какая-то эмоция. Нередко что-то трудно уловимое, вроде цветных пятен, пересекающихся линий или световых зайчиков.
Главное — сохранять бодрствование. Когда образ запечатлевается в вашем сознании, происходит нечто невообразимое! Многие срываются именно в этот момент, поскольку им кажется, что образ должен неуничтожимо присутствовать в сознании, пока они описывают его. Увы. Но даже если образ мелькнул и исчез, вы можете описать его по памяти, как описываете Тадж-Махал. Кстати, сам процесс описания способен снова представить заветное видение вашему мысленному взору.
Не стоит беспокоиться о точности. Неважно, если вы немного преувеличиваете. Вы можете совершенно свободно приукрашивать свое описание, если ваши фантазии сделают образ более жизненным. Но помните, в таком случае лжесвидетельство коснется всех пяти чувств. Иногда запах провоцирует появление зрительных образов, а вкус может напомнить о звуке. В начале вашей практики такое смешение может помочь вам запустить абсолютно неожиданный поток сознания.
Ну а теперь отложите книгу в сторону, закройте глаза и погрузитесь в поток образов, предварительно придя в расслабленное состояние, воспользовавшись методом бархатно-гладкого дыхания.
Для тех, кто не спит.
Первая заповедь гласит: описывайте образы вслух! Новички часто думают, что сами знают, как лучше. Если они вообще утруждают себя описывать что-то, то делают это тихо или про себя. А это самый верный способ заснуть. Кстати, если вы страдаете от бессонницы, то я настоятельно рекомендую вам поупражняться в просмотре потока образов, лежа в постели. Это гарантирует вам здоровый сон лучше, чем все снотворные из вашей аптечки.
Во время своих мысленных экспериментов Эйнштейн держал в каждой руке по камню: когда он начинал дремать, камень падал и будил его. Такой способ, конечно, не даст заснуть и вам, однако в этом случае не приходится говорить о свободно льющемся, изобилующем словами и сравнениями рассказе, да и обратная связь с аудиторией будет отсутствовать, — а она совершенно необходима при просмотре потока образов.