«Эйдетикой, – как утверждал Л.С. Выготский, – психологи называют новое направление учения о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Эйдетическая память – это особый тип памяти. Эйдетические, или наглядные, образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой наглядностью, которая недоступна обычному представлению. По образному выражению У. Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”. Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами. Эйдетические образы занимают как бы промежуточное положение между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.
Научное изучение способностей человека переживать яркие образы началось совсем недавно – в начале 20 века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих людей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявляемых им картинок настолько подробно, как будто продолжали видеть картинки перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это паталогией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление “субъективно-оптическим образом”. Однако это открытие не заинтересовало психологов. В 1911 году изучение этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш (1883 – 1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли его брат Вальтер Йенш, Освальд Коро, Х. Фрайлинг и др. Э. Йенш ввел свое название для открытого В. Урбанчичем явления – эйдетизм, а для обладателя этой способностью – эйдетик (от греч. слова “эйдос” – образ).
В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их взаимодействия на органы чувств. Как показал Э.Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.
Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э.Йенш предложил аналогию с различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом. Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением.
По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, некоторые ученые считают, что эйдетизм – это закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности отмечали у себя некоторые ученые художники и писатели: И.В. Гете, Д. Лондон, В. Уундт, Э. Мах, а также А. Белый, В. Пильняк, А. Толстой К. Федин, О. Форш и другие. Так, К. Федин сообщает: “Я, прежде всего, слышу, что пишу”, а А. Толстой говорит об образах: “Я их физически видел”. А. Эйнштейн мог образно “видеть” силу тока, напряжение и другие абстрактные физические величины. Когда его спрашивали, как он пришел к открытию теории относительности, он рассказал, что представлял себя мчащимся со скоростью света, наблюдая, как в этом состоянии выглядит земля и все, что с ней происходит.
Большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л.С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша как исследователя – экспериментатора. По его мнению, “изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом… экспериментальной психологии, проникающей в психологические исследования”.
В специально посвященной эйдетизму главе, в работе “Основные течения современной психологии”, Л.С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность “видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…”. Л.С. Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Средней Европы доля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если в число детей – эйдетиков включать детей с латентной, т.е. скрытой эйдетической формой, доля эйдетиков составит почти 100%.
В “Педологии подростка” Л.С. Выготский идет значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считает, что “… наглядные эйдетические образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”; “в эйдетических образах, по Л.С. Выготскому, в нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, – и … нельзя провести точной грани между тремя процессами”. Л.С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что “образные представления являются … как бы переходной ступенью от восприятия к представлениям. Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой – входя составными элементами в восприятие”. “Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, … для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя, таким образом, свою основную психологическую функцию”. Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л.С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов”. (Л.Выготский, С.Геллерштейн, Б.Фингерт, М.Ширвинд «Основные теории современной психологии» 1930г. )