И. Ю Матюгин в одной из своих книг совершенно справедливо отмечает, что бездумное, тупое повторение или зубрёжка – это не мать, а, скорее, мачеха для учёбы. Поэтому, рассматривая работу естественной – голографической – памяти человека, необходимо рассмотреть и алгоритмы оптимальных повторений запоминаемого материала.
Наиболее часто в книгах встречается следующий порядок повторений (для запоминания навсегда):
- Первое повторение рекомендуется делать через 8 – 15 минут после прочтения материала. Причём в эти 8 – 15 минут не рекомендуется возвращаться к тому, что только что прочитали или заучивали, во избежание эффекта интерференции (угасания следов памяти).
- Второе повторение – через три – четыре часа. По мере тренированности памяти или при привыкании к данному виду запоминаемой информации второе повторение можно делать через 12 и даже через 24 часа после первоначального заучивания.
- Третье повторение рекомендуется провести через 1 – 2 месяца.
- Четвёртое повторение – через год. Западные учёные рекомендуют четвёртое повторение сделать через полгода, а пятое – через год.
В результате собственных исследований мы пришли к выводу, что для каждого человека будет лучше работать свой собственный алгоритм запоминания в зависимости от типа восприятия и исходного уровня памяти.
При использовании голограммы, как мы выяснили, наиболее подходящим для большинства людей при “запоминании навсегда” является алгоритмом повторений “два на два”.
Для примера рассмотрим запоминание текстов людьми с хорошей памятью:
- Прочитать текст два раза.
- Спустя два – три часа “пробежаться по тексту глазами”.
- Повторить накануне сдачи экзамена, либо перед уроком.
Рассмотрим этот алгоритм более подробно.
- Прочитать текст 2 раза.
Что под этим подразумевается?
Первое чтение – это не чтение в чистом виде, а просмотр, обзор текста. Вы пробегаете по тексту глазами, выхватывая отдельные слова и фразы со скоростью 2 – 5 секунд страница.
В ходе этого просмотра у вас происходит внутренняя настройка соответствующих процессов психики на
а) запоминание текста;
б) нахождение наиболее подходящего именно для этого текста способа запоминания.
Второе чтение – непосредственно запоминание, но уже «знакомого» текста, что намного легче, чем запоминание незнакомого. Кто-то при этом применяет мнемотехники, кто-то просто после прочтения каждой страницы или блока информации представляет её на мысленном экране с выделением ключевых моментов. Если вы запоминаете текст не дословно, то и представляете его на голограмме также не дословно, а схематично. Вот вся страница, вот такой был первый абзац, в нём говорилось о том-то и том-то, здесь была вот эта фамилия и вот эта дата, вот такой большой был второй абзац, в нём говорится об этом, там была вот такая яркая фраза и т.д. То есть схематично.
- Спустя два – три часа “пробежаться по тексту глазами”.
Спустя два – три часа вы мысленно включаете текст на голограмме на левом луче на соответствующем расстоянии от лица, представляя его постранично либо смысловыми блоками, затем пробегаете по тексту глазами (уже не на голограмме, а в реальности), дополнительно усиливая те моменты, которые требуется лучше закрепить в памяти.
- Повторить накануне сдачи экзамена, либо перед уроком.
За день – два до экзамена проверяете себя, насколько хорошо держится материал в голограмме вашей памяти. Если вы готовитесь не к экзамену, а к уроку, просматриваете соответствующую информацию на голограмме, сличая с учебником (книгой).
Для тех, кому меньше повезло с памятью, можно порекомендовать следующий алгоритм:
- Прочитать текст два раза.
- Через 2–3 часа снова дважды прочитать.
- Прочитать перед сдачей экзамена или перед уроком.
Расшифровываем этот алгоритм.
- Прочитать текст два раза.
Текст прочитывается в первый раз, после чего стараемся представить его на голограмме. При прочтении стараемся образно представлять все то, о чём пишется в тексте, слышать звуки и ощущать на ощупь. Представляем либо каждую страницу после её прочтения, либо смысловые блоки.
При втором прочтении добавляем подробности в представляемые образы, контролируем проработку ощущений либо звуков в зависимости от ведущей модальности (какие органы чувств дают вам максимальный эффект при запоминании). Естественно, представляем всё на голограмме, но уже не прямо перед лицом, а на левом луче близко от лица.
- Спустя два – три часа снова дважды прочитать.
Спустя два – три часа стараемся вспомнить текст на голограмме, после чего прочитываем его, задействуя ведущий канал запоминания (зрение, ощущения прикосновения или звуки) и представляя на голограмме. И перечитываем второй раз.
Если у вас нет времени и вы не горите желанием пользоваться голограммой и контролировать включение в процесс запоминания различных органов чувств, можете не напрягать своё воображение. Просто прочитать текст два раза. Это уже даст хороший эффект.
- Прочитать текст перед сдачей экзамена или перед уроком.
Конечно, намного полезнее для памяти, если вы перед прочтением текста постараетесь его вспомнить, включив голограмму на соответствующем расстоянии от лица. А уже затем прочитаете.
Вышеописанные алгоритмы хорошо подходят как для тех, кому не хочется утруждать себя мнемотехниками и специальными приёмами запоминания, так и для тех, кто владеет оптимальными приёмами запоминания и с удовольствием их применяет. В то же время использование голограммы памяти с выставлением информации на соответствующих временным промежуткам расстояниях уже само по себе является прекрасным приёмом запоминания.
Здесь необходимо ещё раз уточнить, что это усреднённые варианты. Каждый может выбрать свой порядок запоминания. На специальном тестировании, которое выявляет особенности работы памяти, у нас выдаются индивидуальные программы развития, восстановления памяти, а также оптимальные алгоритмы запоминания.
Перед тем как рассмотреть, как всё это соотносится с работой голографической памяти, я предлагаю коснуться реминисценции и интерференции – процессов, грамотное применение которых уже позволяет сэкономить до 50% времени при запоминании.
Реминисценция (от лат. reminiscentia – припоминание) – более полное и точное воспроизведение сохранённого в памяти материала по сравнению с первоначально запечатлённым (заученным). Реминисценция может наблюдаться при запоминании самого различного вербального (словесного) и наглядного материала, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто реминисценция проявляется при работе с большим объёмом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Реминисценция более выражена в детском возрасте.
Для объяснения явления реминисценции был предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и тем самым улучшает воспроизведение материала.
Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему его воспроизведению после отсрочки.
Реминисценция может быть объяснена также тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации.
Пока ни одна из гипотез не может претендовать на исчерпывающее объяснение всех случаев реминисценции.
Интерференция (от лат. inter – между, ferens – несущий) – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, которым оперирует субъект.
В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой проявляется либо в уменьшении объёма и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени, необходимого для запоминания.
После заучивания материала на 60-70% можно сделать перерыв на 8 – 10 минут. В это время желательно не заниматься запоминанием того же материала, а переключиться на что-нибудь другое. Затем снова вернуться к запоминаемому, но не перечитывать, а припоминать, сверяясь по учебнику.
В результате за время перерыва включатся процессы непроизвольного припоминания, которые учёные назвали реминисценцией, и материал закрепится в памяти даже лучше, чем если бы в это время мы его повторили ещё раз или два.
А вот если не делать перерыв, а продолжать “тупо” зазубривать, то тут как раз и проявляют себя процессы интерференции, идёт взаимное подавление следов в памяти.
В свете голографической теории памяти мы имеем следующую картину взаимодействия процессов реминисценции и интерференции.
При неупорядоченном многократном повторении запоминаемого материала голограмма размывается в пространстве, получается не как одна чёткая плоскость, а что-то наподобие рыхлой туманной массы, что делает её неудобной для вспоминания информации.
Как известно, природа никогда не делает для нас повторений. На протяжении тысячелетий люди и животные вырабатывали эффективные бессознательные алгоритмы запоминания, чтобы с одного раза усваивать, с чем приходится иметь дело: с опасным или безопасным объектом, съедобным или несъедобным и так далее.
Но в отличие от того, что школьникам надо запоминать в ходе будничного приготовления уроков, в жизни живой природы всё, что требует запоминания, всегда насыщено эмоциями. Там нет праздности и скуки.
Вот и выходит, что если мы начинаем работать с природным, естественным способом развития памяти, то желательно придерживаться простого правила – мы всё запоминаем с одного раза и с таким настроением и эмоциями, словно от нашего запоминания зависит очень многое.