В каждой новой группе на курсах по развитию памяти я стараюсь что-то усовершенствовать и, конечно же, что-то попробовать новое, чтобы проверить, насколько это может улучшить динамику развития памяти. Кроме того, время от времени новые наработки проверяются на сотрудниках (чаще студентах), которым интересно всё новое. Как правило, именно эта категория обучающихся получает максимум знаний и умений, а мне удаётся создавать всё более совершенные технологии обучения навыкам запоминания и другим направлениям работы с мышлением, которые затем применяются при проведении этих и других тренингов.
В результате многочисленных экспериментов мы выявили оптимальное для подавляющего большинства людей направление линии времени. Как известно, модель времени для большинства людей – это некая координатная прямая, на которой есть настоящее, прошлое и будущее.
Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были нам неинтересны, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, неинтересное для нас время мы недооцениваем, временной интервал кажется нам незначительным.
Исходя из постулатов голографической памяти становятся понятны эти парадоксы восприятия времени: они отражают пространственную локализацию воспоминаний.
Воспоминания об интересных для нас событиях имеют гораздо большую яркость по сравнению с отображением в памяти неинтересного и ненасыщенного яркими событиями временного промежутка. Как мы выяснили, и голограммы воспоминаний и представлений о волнующих нас событиях обычно располагаются ближе, чем голограммы других воспоминаний из того же времени. Отсюда и обманчивое представление о том, какие события были раньше, а какие позже.
Отечественные учёные Головаха Е.А. и Кроник А.А. в книге «Психологическое время личности» задают риторический вопрос:
– Значит, такие парадоксы психологического времени, как «прошлое после настоящего» или «будущее до настоящего», вполне реальны?
Если обратиться к памяти как к голограмме, то эти парадоксы находят вполне естественное объяснение. Для большинства людей имеют место следующие пространственно-временные аспекты памяти:
- чем ближе на голограмме располагаются события, тем лучше они вспоминаются;
- чем эмоциональнее переживалось событие, тем большую яркость имеет его голограмма, и, следовательно, тем лучше мы его помним.
Таким образом, субъективно люди могут воспринимать отдалённые события как близкие, и наоборот.
Перед тем как давать на занятиях линию времени, я обычно предлагаю проверить исходный уровень памяти, чтобы было с чем сравнивать.
В качестве проверки предлагается тест на дифференцированные воспоминания, который был разработан мной специально для этой техники, а затем стал использоваться психологами и менеджерами для различных, порой не относящихся к голографической памяти целей.
Тест очень простой. Я выдаю специальные бланки, где прошу всех указать своё имя, возраст, пол и постараться вспомнить своих одноклассников и одноклассниц из первого класса. Причём записывать в первую таблицу теста можно только тех, кого удаётся вспомнить (имя, фамилию, за какой партой сидел), то есть где в первом классе этот ученик или ученица сидели – на каком ряду и за какой партой. Вспомните и запишите всё в таблицу № 1:
Таблица № 1. Обычное вспоминание.
Самая первая реакция:
– Да вы что?
– Как можно?
– Первый класс?
Потом кому-то всё-таки удаётся вспомнить одного – двух, либо большее количество детей из первого класса с конкретными местами, где они сидели. На тест уходит несколько минут.
Затем идёт блок упражнений на основы голографической памяти – нахождение зрительной линии времени и выставление её в удобном положении. На всё упражнение, которое ниже описано жирным шрифтом, обычно уходит не более тридцати минут.