Гениальный учёный двадцатого века Георгий Лозанов, исследуя феномен гипермнезии в раджа-йоге, выяснил, что умение некоторых индийских йогов по нескольку часов и суток наизусть рассказывать строки из Упанишад, не ошибаясь и не повторяясь, объясняется не долгим зазубриванием, а умением входить в особое состояние, в котором они могут свободно обращаться практически к любой информации, которую сознательно запоминали.
Интересно, что само понятие «сознательного запоминания» у нас с ними, мягко говоря, не совпадает.
Западный человек, чтобы запомнить что-либо, или много раз это повторяет, или ищет логические закономерности, помогающие пониманию и способствующие запоминанию.
Йоги, способности которых исследовал Лозанов, для запоминания информации просто входят в особое состояние очень высокой концентрации внимания, используя ментальные и дыхательные практики. И всё. Впрочем, возможно, не всё, а точнее, всего лишь все, что мы об этом знаем. Мы говорим: «всего лишь входят в состояние высокой концентрации внимания». И даже не подозреваем, какая огромная разница между нашим состоянием концентрации внимания, которое кажется для нас естественным и которое мы никоим образом не тренировали и тренировать вроде бы не собираемся, и состоянием концентрации индийских йогов, которые потратили на достижение высочайших степеней концентрации несколько лет длительных ежедневных тренировок.
Я не призываю к ежедневным часовым медитациям, но для нас стало очевидным: умение концентрироваться можно и нужно развивать даже при сегодняшнем стремительном ритме жизни. Тем более, что большинство людей только думают, что они могут управлять своим вниманием. На самом деле можно сказать обратное: внимание управляет ими.
Одна из особенностей технологии – “включение” голограммы всегда совмещается (или совпадает) с упражнением на высокую концентрацию внимания. Очень важно, особенно на начальном этапе освоения метода, всегда перед включением голограммы выполнять упражнение №1 на концентрацию внимания. После 10 – 20 раз высокая концентрация закрепится подобно якорю и будет включаться всякий раз при активизации голограммы памяти. В отличие от многих других техник всё получается как бы само собой, по ходу выполнения совершенно необременительных упражнений.
Всем желающим очень быстро развить свою память с помощью этой техники я могу обрисовать два крайних полюса в овладении этой в общем-то очень простой методикой.
Одна крайность – никаких упражнений с тренажёрами, просто выполнять упражнения по конкретному алгоритму усвоения голографической памяти. Выполняя только их, вы можете свободно улучшить свою память за очень короткое время в среднем в полтора – два – три раза.
Другая крайность – последовательное выполнение всех предлагаемых упражнений в полном объёме и с ведением дневника. Это, конечно, займёт больше времени, но при этом и результат будет уникальным, далеко выходящим за пределы обычного улучшения памяти.
А те из читателей, которые предпочитают не бросаться в крайности, скорее всего, выберут нечто среднее, выполняя развивающие упражнения при наличии свободного времени.
Перед тем как немедленно браться за выполнение того или иного упражнения, я советую хотя бы дочитать очередную главу до конца. Зачем? Пояснения и уточнения по поводу правильного и более эффективного выполнения некоторых упражнений даются как до, так и после описания этих упражнений, а тонкости техники рассыпаны по всей книге.
Ещё пару слов о пользе высокой концентрации. Когда в 2003 году я проходил в Москве переподготовку по самым современным методам развития памяти, И. Ю. Матюгин рассказал о феномене высокой концентрации при запоминании иностранных слов с использованием метода ФИКСАЦИИ. Оказывается, достаточно 10 секунд неотрывно смотреть на слово и перевод, ни о чём при этом не думая, и слово с переводом очень прочно закрепляется в памяти. Для большинства людей этот метод неприменим, потому что у каждого человека в голове постоянно толкутся разные мысли – о пиве, о косметике, о женщинах, о мужчинах. В результате следы в памяти стираются, не успев должным образом закрепиться.
При проведении экспериментальных тренингов “добровольцами” были студенты, прошедшие у меня курс “сверхобучаемость”, что позволяло им практически мгновенно входить в состояние очень высокой концентрации. Но в обычной практике подачи голографической памяти требовалось найти другой простой алгоритм управления вниманием для успешного овладения этой техникой, поскольку я не мог давать всем параллельно с памятью ещё и навык сверхобучаемости.
Как только чётко сформировался вопрос – пришёл и ответ. Как нельзя кстати пришлись практические занятия, которые проводил у нас на факультете, когда я ещё учился на психолога, Фиргат Зарипович Кабиров. Профессионал своего дела, он виртуозно преподносил как простые, так и сложные методики, добиваясь полного понимания их студентами.
Во время одного из таких семинаров, когда давались игры из гештальттерапии, я сразу же ухватился за технику “осознания себя”:
– Вероятно, при использовании этого упражнения всё намного лучше усваивается при обучении и легче запоминается?
– Естественно. И не только…