Вместе с тем, во всех религиях «в виде исключения» допускается ограниченное творение чудес. Их разрешается производить и демонстрировать с целью обращения в свою веру приверженцев других учений или язычников. Именно так поступал Иисус Христос в период всей своей пророческой деятельности. Он, по-видимому, освоил премудрости чудотворения за восемнадцать лет пребывания в иудаистской секте ессеев (целителей), активно занимающихся духовной практикой. Иисус, как известно из книг Нового Завета, прекрасно владел целительством, материализацией и трансмутацией веществ, умел «ходить по водам» и оживлять умерших. И, как можно убедиться из Евангелий, Иисус делал это отнюдь не ради помощи страждущим, но для демонстрации силы и могущества «своего Бога», превосходства его над всеми остальными божествами.
Эта «рекламная традиция» сохранилась и в последующих веках. Во II веке в областях Ближнего Востока и Италии, где происходило становление христианской церкви, появился некий чудотворец, безусловно, историческая личность, Симон Маг. Это был выдающийся специалист по инициированию сверхъестественных явлений, по-видимому, природный медиум из числа «ушибленных». Он успешно оспаривал претензии Иисуса Христа на уникальность его способности к чудотворению. Например, Симон объявляет себя бессмертным и в доказательство позволяет себя казнить. Через три же дня он невредимым и с триумфом снова появляется в Риме. Или позволяет на трое суток закопать себя в могилу.
Однако Симон объяснял такие чудеса собственными сверхспособностями, в то время как христиане видели их причину в промысле Единственного и Всемогущего Бога. Несомненно, молодому вероучению необходимо доказать свою правоту. И, как это тенденциозно отражено в христианской литературе, с этой задачей успешно справляется апостол Петр, выступая оппонентом Симону в их публичных дискуссиях, сопровождающихся соревнованиями по чудотворению.
Симон-маг демонстрирует оживление бронзовой змеи и статуи. Петр, в противовес этому, излечивает болезнь словом, делает слепого зрячим. Симон помещает у входа в свой дом черного пса, готового разорвать каждого, кто не поверит в то, что хозяин и есть Христос. Петр молитвой обращает бешенство собаки на самого мага или, по другой версии, пес жутким голосом изобличает хозяина во лжи.
Конечно же, сила Бога должна победить силу природного чудотворца. Так в христианских легендах и происходит. Симон решил продемонстрировать народу собственное вознесение на небо. Для этого в Риме была построена высокая башня, спрыгнув вниз с которой, чудотворец начал свой полет. Некоторое время Симон медленно парит в воздухе, по мнению христиан «демоны подхватывают его». Петр же силою Божественного слова приказывает «демонам отступиться», и маг падает на землю и умирает.
Аналогичный христоматийный пример из истории ислама связан со знаменитым суфием X века Абу-л-Адйаном, который поспорил с зороастрийцем, представителем религии, распространенной в Персии, что с позволения Аллаха сможет пройти неповрежденным через огонь. Он в самом деле прошел через огонь, доказав тем самым персу и зрителям превосходство Аллаха перед другими богами*.
Факты и легенды о сильнейшем психологическом воздействии на язычников демонстраций чудотворения всегда использовались в любой церкви для увеличения количества своих сторонников. Они характерны и для русского православия.
Например, в 1096 году половцы в очередной раз совершили набег на Киев и разорили Печерский монастырь. В числе плененных оказался монах Никон Сухой, впоследствии канонизированный святым. Он достался, как пишут историки русской церкви, одному половцу, который держал его в цепях и кандалах. Богатые родственники хотели выкупить пленника. Но Никон отказался от выкупа, сославшись на Волю Божию: «Если бы Господу было угодно, чтобы я был свободным, Он не отдал бы меня в руки беззаконников».
Не получив денег, половцы озлобились и начали жестоко мучить монаха: морили голодом, били, жгли огнем, резали ножами. И так прошло три года…
В один прекрасный момент Никон объявил своим мучителям, что через три дня он будет свободен и окажется в родном Печерском монастыре. Думая, что Никон задумал побег, половцы «подрезали ему жилы на обеих ногах». Но на третий день, в полдень, монах «вдруг сделался невидимым и внезапно явился, окованный цепями и покрытый ранами» в Киевском монастыре.
Спустя некоторое время в Киев наведался половец, у которого Никон был в плену. Он случайно увидел и узнал своего исчезнувшего пленника. Это так поразило язычника, что «он немедленно крестился, принял пострижение в Печерской обители и усердно служил Никону до самой смерти святого».
Существуют свидетельства того, как высшие должностные лица духовных школ используют сверхвозможности для управления своей организацией.
Высший духовный авторитет в суфизме именуется кутб — «ось, столп». Он достиг высшего совершенства и всегда пребывает в состоянии «слияния с Богом». Кутб проводит совещания со своими многочисленными заместителями посредством телепатии, но может также мгновенно перенестись в любую точку пространства — это явление у суфиев называется свертыванием пространства. Или одновременно может находиться в нескольких разных местах — явление буруз, или экстериоризация.
Великий персидский поэт XIII века, суфийский философ и основатель ордена «вращающихся дервишей» Джелаледдин Руми, по легендам, мог одновременно посетить семнадцать собраний учеников и своих последователей и на каждом сочинить стихотворение.
«Повелители собственного мозга» изредка использовали способность к чудотворению и с более меркантильными целями. Тому подтверждение — факты материализации монахами пищи, о чем упоминалось ранее. Более широко для своей же монашеской братии использовалось целительство. Иногда в светскую жизнь из монастырей выносились результаты предвидений и пророчеств. Однако они, несмотря на свою достоверность, редко давали какой-либо положительный результат. Скорее, наоборот, являлись причиной гонений и преследований провидцев. Наиболее характерный пример таких случаев — жизнь русского монаха Авеля, проведшего в заточении в тюрьмах более двадцати лет за безошибочные предсказания дня и часа смерти русских императоров и судьбоносных исторических событий.
______________
* Такова трактовка чуда, даваемая многочисленными исламскими комментаторами. Однако сам святой объясняет его иным образом. После демонстрации «прохождения через огонь», он ночью обнаружил у себя на ноге болезненный волдырь от ожога. И сделал логичное заключение: «Если бы я пришел в себя, находясь в огне, я бы сгорел дотла». Этот финал примечательной истории поражает нас тем, что святой высказал глубокую естественнонаучную догадку о том, что сотворить чудо ему позволило особое состояние психики, которое он преднамеренно вызвал.