Различные модификации и режимы функционирования мозга у человека проявляются в изменении поведенческих реакций,характере восприятия внешнего мира, состоянии организма и т.д. Исторически в психологии сложилось так, что совокупность определённых управленческих реакций мозга стали называть сознанием. Например, сон, как некоторое состояние мозга и организма в целом, нежданно – негаданно попал в разновидности сознания. Во второй половине 20-ого века в связи с изучением воздействия на мозг наркотических и галлюциногенных веществ психологами стал широко использоваться термин «изменённые состояния сознания». Под ним стали понимать любые отклонения в психике человека, вызванные искусственными, «на скорую руку», химическими препаратами и физическими приёмами. В этот же разряд «изменённых состояний» были без достаточных на то физиологических оснований включены результаты длительного целенаправленного воздействия на психику способами, практикуемыми в мистических школах различных религий: буддизме, индуизме, исламе, христианстве и т. д. Понятно, почему это в своё время было сделано. Апологетам и приверженцам «психоделической революции» 60-х годов необходимо было путём ложного отождествления конечных результатов изменения работы мозга в религиозных практиках и «психоделических экспериментах», оправдать и рекламировать использование «экспресс – методов», основанных на употреблении наркотиков и галлюциногенов или на использовании грубых физиологических приёмов, например, глубокого и интенсивного, так называемого холотропного дыхания. Таким образом, представления о сознании были некорректно распространены на состояния психики или мозга, не являющимися, строго говоря, «сознанием».
Сознание человека обусловлено так называемым «бодрствующим» состоянием психики, определяемым «бодрствующим» функционированием мозга. Поэтому, изначально в науке использовался термин «бодрствующее состояние сознания», или, коротко – бодрствование, или, просто – сознание.
Говоря о некой структуре, или топологии, человеческой психики, мы подразумеваем вполне определённые её состояния, обусловленные соответствующими режимами функционирования мозга. Здесь и всем известные: бодрствование, быстрый сон или сон со сновидениями, а также медленный или глубокий сон. Они на рис.1 обозначены цифрами 1, 2 и 3, соответственно.
Термины «быстрый» и «медленный» возникли в результате электрофизических исследований переменных электрических полей, сопровождающих работу мозга. Они отражают наблюдаемый посредством физических приборов характер электрических полей в спящем мозге. Если человек видит сон, то электрические процессы преимущественно протекают «быстро», то есть с частотами десятки колебаний в секунду. Такие колебания названы бета-волнами. Они же характеризуют и бодрствующее сознание. В этих же состояниях наблюдаются быстрые движения глазного яблока или зрачков.
Если во сне частота электрических процессов понижается до единиц колебаний в секунду или даже ниже ( так называемые дельта-волны), то говорят о «медленном» или глубоком сне. Дельта-волны также характерны для новорождённых и маленьких детей.
На рис. 1 представлены также состояния мозга, о которых вы не прочитаете в современных учебниках, но которые хорошо известны людям с древнейших времён. Самое важное из них – это особое состояние, четвёртое по счёту, издавна называемое созерцательным состоянием психики или просто созерцанием. Забегая несколько вперёд по сюжету этой книги, отметим, что именно это состояние определяет, обуславливает тот сложный психический комплекс, который принято называть духовностью человека.
Необходимо отметить, что схема состояний мозга, показанная на рисунке, условна. Во-первых, на ней отсутствуют указания на внутреннюю структуру каждого из состояний, которое на самом деле далеко не однородно. Во-вторых, нам пришлось отодвинуть друг от друга области, обозначающие бодрствование и медленный сон. В то время как в реальности эти состояния взаимодействуют между собой.
На рисунке показаны переходные состояния возникающие при взаимодействии основных четырёх состояний. Всего их семь. Их образование теоретически можно представить в виде процесса плавного перетекания, с множеством промежуточных нюансов, одного состояния в другое. Хотя, нужно признать, в реальности переход из состояния в состояние часто осознаётся самим человеком или внешним наблюдателем, в том числе зачастую регистрируется и физическими приборами, как резкое, быстрое переключение.