Предлагаемый ниже текст поможет вам поупражняться в применении метода повторения. Прочитайте его, используя формулу ОЧОГ. Разделите текст на законченные по смыслу фрагменты и постарайтесь запомнить их, руководствуясь методом запоминания целиком. Повторения распределите рационально, т. е. сделайте промежутки времени между отдельными повторениями возможно большими и постепенно их увеличивайте. Постарайтесь усвоить текст несколько выше уровня, который вам представляется достаточным. Запомнив текст, попросите кого-нибудь проверить точность вашего воспроизведения.
“Повышать производительность умственного труда, но как?
Напряженный трудовой день завершен. Утомленные, уставшие, почти совершенно неспособные к какой-либо умственной работе, мы возвращаемся домой. Мысль о том, что нашу интеллектуальную продуктивность можно повысить, кажется прямо-таки абсурдной. Разве не достигли мы уже давно пределов своих возможностей или даже превзошли их? Но как же тогда сможет человек будущего соответствовать тем гигантским требованиям, которые оно поставит перед ним?
Сегодня все более широкое признание получает мысль о том, что повышение производительности умственного труда, в первую очередь производительности труда научных работников – которая в значительной степени определяет производительность общественного труда вообще (включая материальное производство), – уже не может быть обеспечено только привычными методами. В структуре умственного труда, в нашем отношении к нему назревают коренные изменения. Это проявляется в растущем понимании того, что оптимальное использование наличных интеллектуальных ресурсов, применение научной технологии умственного труда, а также научные методы управления, планирования и организации в сфере научной и вообще умственной деятельности по меньшей мере столь же значимы, как и в сфере материального производства. Однако, к сожалению, в смысле научной организации умственный труд находится сегодня, пожалуй, на той же стадии, что и в период ремесленного производства. Иными словами, почти вся интеллектуальная деятельность в современном обществе осуществляется – с точки зрения методов ее организации – почти исключительно стихийно, без привлечения научных методов. Это означает, что наши интеллектуальные ресурсы не используются оптимальным образом и не развиваются соответственно нашим возможностям.
Известно, например, что возможности мозга людей, занятых умственным трудом, используются всего лишь на каких-нибудь 3-10%. Люди, мозг которых частично поврежден, нередко оказываются способными к эффективной научной работе. Так, Луи Пастер написал свои важнейшие труды после заболевания, следствием которого явилось нарушение деятельности некоторых структур мозга. Можно, следовательно, полагать, что пока наш интеллектуальный потенциал используется далеко не полностью. Но важно не только это. Еще большее значение, чем полнота, имеет научная обоснованность реализации наших интеллектуальных возможностей. Если спросить, как вы используете свои способности к концентрации, запоминанию, чтению, назвав таким образом только некоторые из видов психической деятельности, то придется констатировать, что ваши интеллектуальные возможности чаще всего реализуются стихийно, ибо вы не располагаете – соответствующими методами их развития. Однако доказано, что, например, с помощью мнемотехники (специальные приемы запоминания) можно достигнуть значительных результатов в повышении продуктивности памяти. Следует также напомнить о научных методах повышения эффективности чтения. Исследования, проведенные мною при участии более чем 2000 испытуемых, показали, что с помощью таких методов скорость чтения можно повысить в среднем на 300%.
Обратимся к другой области умственного труда – “выработке” идей. Как уже говорилось, в настоящее время этот процесс осуществляется преимущественно стихийно, случайно, непланомерно. Этот факт объясняет возникновение такой науки, как эвристика, которая ищет оптимальные пути планомерной и целесообразной разработки идей. Синектика и логика дискуссии исследуют возможности рационализации проведения заседаний, часто чрезмерно длинных и не всегда плодотворных. Наукометрия поможет нам оптимизировать величину и состав коллективов работников, занимающихся умственным трудом, продолжительность интеллектуально-творческой деятельности, определить время, наиболее благоприятное для ее осуществления.
Короче говоря, уже сегодня использование научных методов организации умственного труда позволяет при незначительных затратах существенно повысить его производительность. Относительно низкий уровень технологии умственного труда, его преимущественно стихийный характер все чаще становятся тормозом дальнейшего развития общества. На данном этапе интеллектуальная продуктивность человека не соответствует возможностям, которые предоставляют ему наука и техника, в частности автоматы.
Наверное, человек будущего не без удивления узнает о нашем времени, когда относительно высокий уровень развития материального производства, а также естественных и общественных наук соседствовал с прямо-таки поразительно низким уровнем технологии умственного труда.
И если сейчас в конце рабочего дня мы находимся на пределе наших духовных сил, то дело отнюдь не в том, что мы достигли границ своих возможностей – просто эти возможности реализуются далеко не полностью. В нayчной организации нашей умственной и особенно творческой деятельности, в более полном использовании интеллектуального потенциала человека заключены огромные резервы повышения производительности умственного труда, к осознанию которых – не говоря уже об их подлинной реализации – мы сегодня едва только начинаем приближаться”.
Выполняйте аналогичные упражнения, пока не освоите метод повторения. Следите, чтобы при этом каждый раз закреплялись также методы восприятия, концентрации и запечатления. Старайтесь использовать все указанные методы при запоминании информации в своей повседневной работе. Не забывайте о всестороннем использовании анализаторов, направляйте внимание на существенное и сознательно отбрасывайте несущественное. При запечатлении выбирайте целесообразные и релевантные связи, рационально распределяйте повторения.