- исследовать текст
- выделить ключевые слова
- сделать обзор результатов исследования и списка ключевых слов и соотнести с целями чтения.
Наш следующий шаг – просмотр материала для чтения. На этом шаге не стоит задача получить детальную информацию о тексте. Задача заключается в получении представления о структуре текста. На этой стадии мы изучаем выходные данные (автор, издательство, индекс), глоссарий (если есть), и любые части текста, которые хоть как-то выделены визуально (иллюстрации, схемы, заголовки, выделенные жирным шрифтом и курсивом части текста). На этой стадии мы так же выявляем список ключевых терминов (слова – триггеры), которые соответствуют основным понятиям или событиям. Ключевые слова настраивают наш мозг на ту детальную информацию, которую мы, возможно, захотим исследовать более тщательно на следующих этапах. Эффективный предварительный просмотр краток и удобен – он занимает не более пяти минут для книги, трех минут для доклада (рассказа), и менее тридцати секунд для статьи. За это время мы дополнительно проясняем для себя и рафинируем наши цели, просматриваем список ключевых слов и решаем – стоит ли читать дальше.
Предварительный просмотр базируется на важном принципе: эффективное обучение чаще всего имеет место при соблюдении правила: «От общего к частному» («От целого к деталям»). Поэтому мы начинаем с получения общего представления о чтиве и лишь затем переходим к изучению деталей.
Предварительный просмотр похож на рентгеновский снимок, когда мы видим скелет. Понимание структуры дает нам то, что теоретики называют схемой, набором ожиданий что за чем следует. Когда мы знаем структуру написанного, мы можем более точно предсказать его содержание. В результате значительно возрастает понимание и удовольствие от чтения.
Суммируя сказанное, предварительный просмотр дает нам скелет книги (статьи и т.д.). На следующих этапах фоточтения мы будем наращивать на этот скелет тело.
Мы рекомендуем непосредственно сразу после Фоточтения повторить эту процедуру, что значительно облегчит дальнейшее понимание прочитанного и активацию в сознании.