В двух предшествующих главах мы познакомились с особенностями процесса восприятия информации, узнали, как можно отбрасывать несущественную информацию и концентрироваться на существенной. Концентрация позволяет перерабатывать, усваивать и сохранять информацию в памяти. Однако для сохранения информации одной только концентрации недостаточно. Необходимо, прежде всего, чтобы эта информация запечатлелась. Казалось бы, все мы знаем как происходит запечатление информации. Ведь мы занимаемся этим с самого рождения. Чему же здесь можно еще научиться? Но можете ли вы рассказать, как человек осуществляет Запечатление? Скорее всего механизм и метод реализации этого процесса вам в значительной степени неизвестны. Наверняка вы строите его почти совершенно стихийно, не зная присущих ему закономерностей; это и приводит к значительному снижению продуктивности памяти. Попытаемся же проникнуть в тайны механизма запечатления. Начнем с выяснения вопроса: что такое запечатление?
Запечатление – это фиксирование информации в памяти на основе установления познавательных связей между вновь поступающей информацией и информацией, хранящейся в памяти. Подобное определение может показаться сложным и поэтому требует разъяснения. С точки зрения тренировки памяти любая информация характеризуется тремя особенностями: смыслом (содержанием, значением), ассоциацией (связью с другой информацией) и структурой (формой). В качестве примера приведем следующую информацию: Карл Маркс умер в 1883 г. Ее смысл, или значение, заключен в самом содержании предложения. Ассоциацией является мыслительная связь с каким-либо образом, с которым мы соотносим смерть Карла Маркса. За структуру можно принять строение предложения.
Соответственно этим трем особенностям информации возникают познавательные связи трех видов: смысловые, ассоциативные и структурные. Создание таких связей служит основой закрепления информации в памяти, то есть запечатления. Рассмотрим связи, которые можно установить для приведенной выше информации: Карл Маркс умер в 1883 г. Допустим, мы хотим установить смысловую связь между этой информацией и нашими знаниями. Для этого мы должны подумать, скажем, о значении Карла Маркса как основоположника марксизма-ленинизма и об исторической обстановке, которая существовала в момент его смерти, в 1883 г. Если мы захотим запечатлеть эту информацию с помощью ассоциативной связи, то можем, например, представить себе каменную плиту на могиле Карла Маркса на Хайгет-ском кладбище в Лондоне, на которой выбит год его смерти. Для того чтобы запечатлеть ту же информацию с помощью структурной связи, следует проделать синтаксический анализ предложения, то есть выделить подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени. Учитывая сказанное, естественно поставить вопрос: в каких случаях для запоминания целесообразно использовать связи того или иного вида?