В литературе по тренировке памяти обычно приводится следующее упражнение для совершенствования концентрации. Перед испытуемым, который находится в затемненной комнате, ставится задача сконцентрировать внимание на определенном предмете, например на световом пятне. При этом дается указание: сосредоточьтесь на этом пятне, не думайте ни о чем другом. Предполагается, что таким образом достигается тренировка способности направлять внимание на определенный объект. Однако в действительности подобное указание делает концентрацию на объекте познания практически невозможной. Ведь концентрация как компонент познавательной деятельности является динамическим, непрерывно совершенствующимся процессом, цель которого состоит в получении возможно более полного образа объекта познания. Направленность на объект познания, базирующаяся на всестороннем отображении этого объекта, и есть внимание. В тот момент, когда совершенствование отображения прекращается, то есть когда человек перестает открывать в объекте новые свойства, концентрация прекращается. Следовательно, инструкция, предписывающая думать, например, только о светлом пятне и ни о чем другом, не способствует более глубокому познанию объекта или даже делает это невозможным. В результате внимание ослабевает, концентрация угасает и мысль неизбежно переключается на другой объект.
Итак, первым важным условием поддержания концентрации на высоком уровне является осознанное использование механизма внимания. Поэтому, направляя внимание на какой-либо объект, необходимо стараться выделять в нем все новые стороны и признаки. Допустим, вы хотите сосредоточиться на чьем-то лице. Для этого недостаточно заставить себя думать только о нем. Надо сознательно пытаться открывать в этом лице все новые стороны, свойства, признаки, черты. Поступая таким образом, вы сможете сохранить внимание и обеспечить высокий уровень концентрации.