1. Ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию.
Приучите себя к тому, чтобы начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки – возможно более точной и ясной – ее цели. Дайте ответ на вопрос: чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?
Определите затем, какая информация может оказать решающее воздействие на достижение цели. Сконцентрируйте внимание на восприятии этой информации.
2. Всесторонне и интенсивно использовать анализаторы.
Во всех случаях, когда это целесообразно, старайтесь использовать для восприятия информации в первую очередь свой доминирующий анализатор (зрение или слух). Но чем всестороннее используются анализаторы, тем интенсивней протекает процесс восприятия. Поэтому при работе с текстом старайтесь не только понять его смысл, но также представить последний в образной форме. Можно также, если вам это помогает, записывать важнейшие мысли текста. Проговорите текст вслух, стараясь придать ему эмоциональную окраску и определенный ритм. Проверьте, не оказывает ли благоприятное воздействие на ваше восприятие ходьба. Там, где целесообразно, попытайтесь использовать анализаторы запаха, вкуса и осязания.
3. Создать интерес, использовать имеющиеся знания.
Попытайтесь сделать информацию, которую надо запомнить, максимально интересной. Для этого особенно важно осознать ее значение для вашей работы.
Используйте все знания, которыми вы располагаете, чтобы сделать процесс восприятия возможно более интенсивным. Для этого полезно поразмышлять о том, что вы уже знаете о воспринимаемой информации, какое отношение она имеет к имеющимся у вас знаниям и как это может помочь улучшению запоминания.