Память необходимо понимать как некий процесс. Следует добавить – активный, целенаправленный процесс и для того, чтобы он протекал эффективно, его надо рационально организовать. По отношению к памяти такое утверждение звучит весьма непривычно. Неужели она действительно доступна для каких-либо организующих воздействий? Для ответа на этот вопрос обратимся еще раз к функции, которую выполняет память. Она состоит прежде всего в том, чтобы выделить из окружающего нас бесконечного многообразия внешнего мира существенную информацию, запечатлеть ее, сохранить и воспроизвести, когда это необходимо. Следовательно, память является непременной составляющей нашей трудовой деятельности и представляет собой определенный вид умственной работы, без которой человеческий труд был бы невозможен.
Рассматривая процесс памяти под этим углом зрения, то есть как некую работу, уместно вспомнить знаменитое высказывание Карла Маркса: “Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека”. Иначе говоря, прежде чем приступать к работе, необходимо предварительно обдумать, что и как надо делать, чтобы работа выполнялась осознанно и целенаправленно. Непривычность выражения “организация” по отношению к памяти обусловлена не объективным положением вещей, а нашей привычкой осуществлять процессы памяти стихийно, без их предварительного обдумывания и, следовательно, без их научной организации. Так, мы обычно заранее не знаем, какую информацию (и где) следует сохранять, какую отбросить, а какую забыть, придется ли припоминать забытое, и если да, то как. Эта стихийность процессов памяти, отсутствие их научной организации приводит к тому, что часто бывает трудно понять, мы управляем этими процессами или они нами. В результате продуктивность памяти оказывается намного ниже возможной. И если воспользоваться приведенными словами Маркса, то мы можем сказать, что сегодня в отношении памяти мы находимся скорее на уровне наилучшей пчелы, чем самого плохого архитектора.
Управление памятью начинается тогда, когда создается возможность осознать составляющие ее процессы и на этой основе с помощью специальных методов обеспечить их эффективное протекание. В последующих главах мы попытаемся вкратце проанализировать познавательные процессы, характерные для шести основных фаз памяти, и методы их рациональной организации. Мы также предложим читателю тренировочные упражнения, служащие закреплению этих методов. В данной главе рассматривается первая фаза памяти: восприятие информации.