Наиболее широкие перспективы в области повышения продуктивности памяти открывает отнюдь не биохимия. Память, как уже говорилось, – это способность человека осуществлять ряд разнородных процессов: воспринимать информацию об окружающем мире, запечатлевать ее, сохранять и воспроизводить. Решающим условием повышения продуктивности памяти является поэтому исследование закономерностей, управляющих этими процессами, и сознательное их применение при организации умственной деятельности. Однако в настоящее время мы не владеем такими знаниями и процессы памяти протекают у нас почти исключительно стихийно.
Если науке удастся раскрыть механизмы памяти, ее закономерности как познавательной деятельности человека и разработать приемы, позволяющие осознанно применять эти знания для целей тренировки памяти, то это сделает возможным научное овладение процессами памяти. Тем самым будет создана основа для принципиального улучшения работы памяти. Поэтому наибольшего успеха в целенаправленном совершенствовании работы памяти следует ожидать от разработки научных приемов управления памятью и систематического обучения этим приемам, т. е. систематической тренировки памяти. Возникает, однако, вопрос: возможно ли, а если да, то как, осуществить тренировку памяти?