Человек не сможет прочитать текст, если он не умеет читать отдельные слоги и слова. Аналогично невозможно запомнить точно параграф учебника, если вы не умеете запоминать элементы информации, из которых состоит текст (названия, фамилии, понятия, числовая информация). Эти точные сведения не вызывают в мозгу никаких образов, т.е. попросту игнорируются мозгом.
Это очень просто проверить. Возьмите учебник истории и проведите опрос школьников, изучавших историю по этому учебнику. Вы, наверное, удивитесь, но подавляющая масса учебной информации не только не помнится, но даже не узнается. Типичным ответом на вопрос «Назовите членов Негласного комитета» будет: «А что, мы разве это проходили?»
Подобные вопросы на экзаменах вызовут справедливое возмущение не только учеников, но и преподавателей, потому что многие думают, что отсутствие способности запоминать точно — это норма.
Между тем, вся точная информация учебников может быть запомнена безошибочно и без особых усилий, при условии, что человек не просто знает как запоминать, но у него еще и сформированы навыки запоминания. Знать и уметь — это разные вещи. Напоминаем вам, что в мнемотехнике слово «запоминать» означает совсем не то же самое, что обычно имеют в виду под запоминанием. Мнемоническое запоминание — это запоминание с однократного восприятия в объеме одной—двух сотен элементов информации.
Навык запоминания определяется следующими характеристиками:
- наличие в памяти образных кодов, позволяющих запоминать информацию достаточно быстро;
- способность быстро кодировать запоминаемые сведения в образы и ассоциации;
- способность быстро связывать образы;
- способность удерживать в памяти однократно связанные образы примерно в течение часа;
- высокая устойчивость внимания, позволяющая эффективно осуществлять операции по запоминанию и припоминанию в течение длительного времени и без утомления;
- способность мысленно повторять большие объемы запомненных сведений для их закрепления в памяти;
- наличие в памяти системы опорных образов, позволяющих запоминать последовательность информации.
Самый длительный этап запоминания — это кодирование. Скорость кодирования зависит не столько от вашего навыка, сколько от сложности запоминаемых сведений. Поэтому при определении навыка запоминания этап кодирования необходимо исключить. Это делается путем предъявления для запоминания двузначных чисел. Они являются образными кодами и их обязательно знает каждый человек, обученный технике запоминания. Если вы не знаете образных кодов чисел, это значит, что вы не сможете запоминать числовые сведения, по объему превышающие один-два телефонных номера.
После обучения двузначные числа воспринимаются сразу как зрительные образы, время их узнавания всего в 2-3 раза больше времени реакции. Поэтому считается, что вы сразу приступаете к запоминанию, не затрачивая время на кодирование. В этом отношении числовая информация (двузначные числа) для запоминания самая простая.
Устранение из процесса запоминания этапа кодирования делает всех равными перед тестирующей программой и позволяет проверить навык запоминания в чистом виде, который определяется:
- скоростью запоминания;
- надежностью запоминания (ошибки при припоминании);
- устойчивостью внимания (по объему запоминаемых чисел).
Если человек способен запоминать числовую информацию (а это обычные образы), он уверенно запомнит и другие сведения (которые тоже переводятся в образы), так как техника запоминания разных видов информации практически одинаковая. Например, иностранные слова запоминаются аналогично телефонным номерам.
Программа «Мастер запоминания» определяет навык запоминания в чистом виде. Однако этот навык может быть определен только у прошедших курс обучения мнемотехнике. Остальные на этой программе могут лишь определить свою способность запоминать по отношению к норме. В норме человек запоминает на вводном тесте от нуля до 12 двузначных чисел. В среднем — 5. Это число приравнивается к коэффициенту 1. Дальнейшее увеличение способности запоминать определяется по отношению к норме, то есть к способности человека запомнить всего 5 чисел.
Высокие показатели, которые можно получить при тестировании на этой программе (увеличение способности запоминания до 60 раз), связаны не с чудесными возможностями мнемоники, которые достаточно скромны, а с очень низкими показателями «нормальной» памяти, возможности которой практически равны нулю.