Давно обращено внимание на то, что зеркальное письмо встречается у леворуких: «За редким исключением это делают леворукие и только левой рукой» [Ballard P., 1916), хотя, поJ. Cornell (1985), у большинства детей в возрасте от 3 до 7 лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и оно является необходимым этапом овладения письмом. Но все же в литературе больше описаний зеркального письма у леворуких.
Дети (леворукие) начинают писать левой рукой и зеркально. Преодолевают такой способ письма с трудом и переходят на обычное письмо правой рукой. «Элементы зеркального письма» отмечаются у детей с неустойчивым правшеством; после овладения обычным письмом зеркальное письмо у них может проявиться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны [Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф., 1964].
Точных данных о частоте встречаемости зеркального письма нет. В литературе подчеркивается связь зеркального письма только с одним левым признаком асимметрии — леворукостью: в обычных школах пишущих зеркально — 0,48 % детей, в школах для детей с физическими дефектами — 1,1 %, в школах для умственно отсталых детей — 8 % и среди них праворуких мальчиков — 1,6 %, праворуких девочек — 2,8 % [Gordon H., 1920]; зеркальное письмо обнаружено у 31,8 % леворуких мальчиков и у 33,3 % леворуких девочек, и оно встречается в 17 раз чаще среди умственно отсталых по сравнению с нормально развивающимися детьми [Капустин А. Л., 1924].
Зеркальное письмо описано у больных с очаговым поражением мозга [Блинков С. М., Карасева Т. Д., 1965; Калижнюк Э. С. 1970; Routsonis K., Pasalidis F., Pappa K., 1978, и др.], шизофренией [Введенский Г. Е., 1982]; 6 из 20 больных при изображении фигур и букв одновременно обеими руками без контроля зрения проявили зеркальность: эпилепсия [Тетеркина Т. И. 1985], пограничные нервно-психические расстройства [Зорин И. А., 1986]. Причем, зеркальное письмо проявляется обычно у больных с правосторонним гемипарезом при поражении левого полушария мозга.
Встречается ли зеркальное письмо только у лиц с левой асимметрией рук, или может быть и у праворуких, но имеющих левые асимметрии других парных органов? Такое уточнение возможно лишь в случае определения индивидуального профиля асимметрии каждого обследуемого с выявлением симметрии — асимметрии функций возможно большего числа парных органов. Совместно с А. К. Умрихиным, В. Р. Галеевым, С. И. Ивановым, П. В. Шифриным нами изучены индивидуальные профили асимметрии 100 здоровых лиц (50 мужчин и 50 женщин) в возрасте от 18 до 26 лет. Зеркальное письмо выявили у 10 из них, тогда как леворуких оказалось лишь 5 человек (3 мужчин и 2 женщины). У 5 из обнаруживших зеркальное письмо была левая асимметрия слуха, у 2 — рук, у 2 — зрения, а у одного мужчины соотношение КПр/КПу было меньше единицы. При этом обнаруживается интересный факт: зеркальное письмо у больных, например, эпилепсией, проявляется только при неправом профиле асимметрии; при этом в рамках этого неправого (смешанного) профиля может быть правая асимметрия рук, но левая асимметрия слуха (в восприятии дихотически предъявляемых слов).
Т. И. Тетеркина провела специальный эксперимент по выявлению зеркального письма. В 12 из 140 клинических наблюдений (больные эпилепсией) профиль асимметрии неправый; зеркальное письмо выявилось у 4 больных. В 3 наблюдениях речь шла о преимущественном страдании левого, в одном — правого полушария мозга.
Больному 32 года; на ЭЭГ определяется очаг медленной активности в правой височной области. Индивидуальный профиль асимметрии смешанный: КПр=10 %, КПу = — 5 %, ведущей является левая нога, нет ведущего (в прицельной способности) глаза. В детстве начинал писать левой рукой, переучен.
В эксперименте: по просьбе врача больной быстро выполнил письмо правой рукой в обычном направлении (слева направо) и столь же быстро написал свою фамилию левой рукой в противоположном направлении (справа налево). Такое письмо правой и левой рукой заняло у больного по 2 с. По просьбе врача свою фамилию больной писал правой рукой справа налево в течение 12 с и левой рукой слева направо в течение 11 с (рис. 2).
При исследовании опосредованного запоминания методом пиктограмм [Зейгарник В. В., 1973] оказалось, что больной начинает рисовать левой рукой и рисует ею. как видно на рис. 3, справа налево. Обращает на себя внимание то, что пиктограммы больного очень мелки.
Индивидуальный профиль асимметрии больного отличается, во-первых, очень малой выраженностью асимметрии (функции рук, слуха ближе к симметричным: величины КПр и КПу относятся к малым) и, во-вторых, расхождением доминантности левого полушария мозга больного: оно остается слабо доминантным в отношении двигательного поведения (о чем можно судить по положительному, хотя и очень малому КПр), но недоминантно в отношении речи (о слабой доминантности правого полушария по речи можно, по-видимому, говорить на основании отрицательного КПу). Между прочим, такое сочетание (правой асимметрии рук и левой асимметрии слуха) нередко встречается у лиц, обнаруживающих необычные феномены. В этом наблюдении зеркальное письмо проявляется у больного с преимущественным поражением правого полушария мозга, тогда как в литературе отмечается такое письмо у больных с поражением левого полушария мозга. Обратим внимание на два крайних варианта письма: они осуществлены правой и левой рукой и реализуются почти в 6 раз быстрее, чем два других варианта; по сравнению с последними буквы получаются более мелкими; выглядят зеркальными отражениями друг друга по всем пространственным характеристикам. В момент письма движения правой и левой рук больного, изображающие одни и те же буквы, осуществляются как бы по разные стороны зеркала. Два варианта уже написанного слова противоположны по тому, что элементы букв оказываются переставленными слева направо и наоборот, а также по направлению наклона; в первом варианте левые буквы ниже, правые выше, а во втором — наоборот.
Зеркальное письмо левой рукой справа налево осуществляется больным без всяких усилий, даже легче, чем обычное письмо правой рукой, хотя время написания фамилии в обоих случаях составляет 2 с. Есть указание на то, что количество ошибок в зеркальном письме меньше, если оно осуществляется левой рукой [Tankle R., Heilman K., 1983]. Больному, как видно из рис. 2, труднее дается зеркальное письмо правой рукой и обычное письмо — левой. Время реализации первого на одну секунду больше, чем второго.
Как и во многих описанных в литературе наблюдениях, зеркальное письмо у больного сочетается с особенностями рисования, представленными на рис. 3. Рисует больной левой рукой. В действиях по рисованию вновь примечательно противоположное направление заполнения листа бумаги рисунками: начинает рисовать справа, завершает процесс рисования на левой половине бумаги, где им дублируется один рисунок и располагается под другим. В изображениях нет зеркальности, но они слишком мелки, неравномерно расположены.
В характеристике психического состояния зеркально пишущего левши, составленной ранее [Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А., 1981, 1984], отмечались легкость и быстрота осуществления зеркального письма левой рукой, частая внезапность его проявления у больных (или у здоровых левшей, в частности, в состоянии утомления), неосознавание необычности (противоположности) письма, удивление написанному и неспособность прочитать текст (если зеркальному письму не сопутствует зеркальное чтение) и т. д. Во встречающихся в последующем публикациях описана способность леворуких писать одновременно двумя руками развернутый текст (обычно — правой и зеркально — левой рукой), причем «требуется одно непременное условие» — писать синхронно, «нельзя, чтобы одна рука… отставала от другой» [Соловьев А. В., 1980]; ставился вопрос о том, может ли способный к зеркальному письму субъект «думать о двух разных вещах одновременно» [Праздников А., 1983]. В предыдущем издании книги приводились существующие в литературе объяснения зеркального письма и было изложено предположение авторов.
Исходили из того общего, что присуще зеркально пишущим: 1) такое письмо обнаруживается обычно у леворуких, а сейчас можно сказать — у лиц с неправым профилем асимметрии, в рамках которого левая асимметрия или симметрия рук может сочетаться с правой асимметрией слуха и наоборот: могут быть признаки расхождения доминантности левого полушария по речи и основанным на ней психическим процессам с одной стороны и по формированию двигательного поведения — с другой, или признаки очень слабой доминантности этого полушария (симметрии функций рук, слуха); 2) легче осуществляется зеркальное письмо при письме левой, значительно труднее (в приведенном наблюдении в 6 раз медленнее) — правой рукой того же субъекта; 3) представляет собой зеркальное отражение обычного письма как в ходе деятельности по написанию букв, слов, так и при рассмотрении уже написанного текста; в момент письма движения левой руки осуществляются в пространстве противоположно по сравнению с движениями правой руки в ходе обычного письма, а в тексте оказываются переставленными правые и левые детали букв (ссылаясь на приведенное наблюдение, заметим, что изображения букв левой рукой представляют собой почти точную копию зеркального отражения обычного письма правой рукой); нередко не осознается пишущим противоположность движений левой руки в пространстве, а получившийся текст некоторыми из написавших его лиц не может быть прочитан сразу.
Наблюдение за зеркально пишущим и рассмотрение зеркально написанного текста заставляет задуматься над тем, как в пространстве и времени организуется психомоторная деятельность этого субъекта. Очевидно, что эта деятельность по написанию определенного текста реализуется во внешнем по отношению к пишущему пространстве. В том же пространстве процесс письма объективно наблюдаем другим человеком. Этой деятельности обязательно предшествует мысль. Ее и предстоит передать пишущему в изображениях букв, слов. Такая письменная передача мысли начинается в настоящем времени, завершиться может только в будущем времени. Для объективного наблюдателя самым важным является получившийся текст, он следит и за движениями руки пишущего. В сознании же пишущего этим объективно регистрируемым проявлениям письма предшествует программа написания букв и слов, а также точность последовательного их изображения; должны быть осознание и коррекция движений пишущей руки, совпадение получившихся изображений букв с ожидавшимися, если письмо совершалось без контроля зрения. При зрительном же контроле изображаемые буквы постоянно воспринимаются пишущим зрительно и корригируются в случае ошибок. Перечисленными звеньями психомоторной деятельности, необходимыми для письменной передачи мысли, по-видимому, и отличается зеркально пишущий левша от обычно пишущего правши.
В зеркальном письме левши привлекают внимание несколько подробностей: оно осуществляется левой рукой; движения последней в пространстве организуются противоположно по сравнению с движениями правой руки правши, пишущего обычно; зеркально пишущим левшой часто не осознается противоположная направленность движений его левой руки, а иногда и то, в чем необычен получившийся текст. Левша не всегда понимает, что его письмо оказалось зеркальным отображением обычного письма правши.