Бодрствующий мозг учится в четыре раза быстрее, чем спящий. здоровье.. здоровье. магнитоэнцефалография.. здоровье. магнитоэнцефалография. Машинное обучение.. здоровье. магнитоэнцефалография. Машинное обучение. метод главных компонент.. здоровье. магнитоэнцефалография. Машинное обучение. метод главных компонент. метод опорных векторов.. здоровье. магнитоэнцефалография. Машинное обучение. метод главных компонент. метод опорных векторов. мозг.. здоровье. магнитоэнцефалография. Машинное обучение. метод главных компонент. метод опорных векторов. мозг. научно-популярное.. здоровье. магнитоэнцефалография. Машинное обучение. метод главных компонент. метод опорных векторов. мозг. научно-популярное. нейроны.. здоровье. магнитоэнцефалография. Машинное обучение. метод главных компонент. метод опорных векторов. мозг. научно-популярное. нейроны. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение.

Исследователи из Национальных институтов здравоохранения США записали активность нейронов мозга людей при обучении. Они обнаружили, что в перерывах между обучением мозг в три раза быстрее воспроизводит сжатые воспоминания, чем во время обучения. Кроме того, бодрствующий мозг в четыре раза быстрее запоминает навыки, чем спящий. 

Бодрствующий мозг учится в четыре раза быстрее, чем спящий - 1

Общие принципы работы человеческой памяти известны давно. Она обусловлена активностью нейронов и нервных путей, объединяющих клетки. Полученные из окружающей среды данные органы чувств преобразуют в электрические импульсы. Импульсы многократно проходят по нервным путям, благодаря чему происходит запоминание информации. Поскольку все процессы в мозге требуют много энергии, неиспользуемую информацию нейроны «забывают» и тратят энергию на востребованные цели.

Команда нейробиологов из Национальных институтов здравоохранения США в ходе нового исследования изучала процесс перехода знаний из кратковременной памяти в долговременную (консолидация). Они поставили целью выяснить, как именно бодрствующий мозг переводит информацию в долговременную память

Исследователи предположили, что для этого мозг многократно реактивирует паттерны нейронной активности с новой информацией. Таким образом, основная часть обучения навыкам происходит в перерывах между обучением в автономном режиме, а не во время самого обучения. 

Для проверки гипотезы учёные собрали группу испытуемых из 33 правшей с нормальными показателями неврологического обследования. Исследователи отмечают, что в группу не вошли музыканты. Структурные и функциональные связи между нейронами в мозгу музыкантов отличаются от связей у людей, не занимающихся музыкой. В слуховых областях обоих полушарий мозга музыкантов присутствуют усиленные функциональные связи, поэтому нейроны могут иначе усваивать навыки. 

Отобранные исследователями участники повторяли одну и ту же отображённую на экране последовательность пяти клавиш. В это время исследователи визуализировали мозговую активность методом магнитоэнцефалографии (МЭГ). Также учёные собрали данные МЭГ за пять минут до занятия и пять минут после его окончания.

В условия выполнения задачи учёные включили требование набирать последовательность пальцами левой неведущей руки и закрепили за каждой клавишей свой палец. Испытуемые выполнили 36 повторений по 10 секунд с перерывами по 10 секунд между каждым повтором. Общее время занятия составило 12 минут.   

(А) Испытуемые многократно вводят последовательность 41324 левой рукой, нажимая клавишу 4 указательным пальцем, 3 средним пальцем, 2 безымянным пальцем и 1 мизинцем. Всего 36 повторений по 10 секунд на каждый с перерывами по 10 секунд между каждым повторением. Вся тренировка длилась 12 минут + по 5 минут отдыха до и после начала занятий, записанные МЭГ. (В) Кривая производительности. Навык измеряется как правильная скорость набора последовательности — seq/с. Средняя производительность быстро росла в начале обучения. 95 % всего обучения произошло в первых 1—11 испытаниях. (С) Скорость seq/с используется для количественной оценки прироста производительности во время практики (голубой) и во время отдыха (сиреневый) в ходе раннего периода обучения. (D) Скорость seq/с во время занятий (голубой), во время отдыха (сиреневый) и общее во время всего раннего обучения (зелёный). Повышение навыков происходит в промежутках между периодами бодрствования, а не во время активной практики. Толстые горизонтальные линии и связанные с ними прямоугольники показывают среднее значение по группе.   
(А) Испытуемые многократно вводят последовательность 41324 левой рукой, нажимая клавишу 4 указательным пальцем, 3 средним пальцем, 2 безымянным пальцем и 1 мизинцем. Всего 36 повторений по 10 секунд на каждый с перерывами по 10 секунд между каждым повторением. Вся тренировка длилась 12 минут + по 5 минут отдыха до и после начала занятий, записанные МЭГ. (В) Кривая производительности. Навык измеряется как правильная скорость набора последовательности — seq/с. Средняя производительность быстро росла в начале обучения. 95 % всего обучения произошло в первых 1—11 испытаниях. (С) Скорость seq/с используется для количественной оценки прироста производительности во время практики (голубой) и во время отдыха (сиреневый) в ходе раннего периода обучения. (D) Скорость seq/с во время занятий (голубой), во время отдыха (сиреневый) и общее во время всего раннего обучения (зелёный). Повышение навыков происходит в промежутках между периодами бодрствования, а не во время активной практики. Толстые горизонтальные линии и связанные с ними прямоугольники показывают среднее значение по группе.   

Данные МЭГ исследователи дешифровали методом опорных векторов. Для обучения четырёх дешифраторов исследователи использовали отрезки данных с активностью мозга во время нажатия клавиш (по дешифратору на каждый палец). После применили дешифраторы к данным МЭГ, записанным до, во время и после выполнения заданий. Дешифраторы искали повторения нейронной активности в диапазоне 25–2 500 мс. К концу обучения средняя последовательность повторений (41324) составляла 1037,7 ± 61,7 мс. 

Частота воспроизведения зависела от степени сжатия информации. В начале обучения нейроны сжали информацию о наборе клавиш (41324) до 50 мс (в 20 раз меньше, чем в конце обучения). Наибольшее число воспроизведений по 50 мс дешифратор обнаружил во время первых этапов эксперимента — 25 повторений на 10 секунд (в три раза чаще, чем во время обучения). 

Исследователи применили к полученным данным метод главных компонентов (PCA) и выяснили, что воспроизведение навыков проходит преимущественно в сенсомоторной, энторинальной и гиппокампальной областях. На эти области приходится около 67,8 % всех повторений. Учёных удивил этот факт, поскольку считается, что гиппокамп и энторинальная кора не играют существенной роли в формировании долговременной памяти. Оказалось, наоборот — они быстро взаимодействуют с сенсомоторной корой при обучении навыкам, описанным в исследовании. 

Бодрствующий мозг учится в четыре раза быстрее, чем спящий - 3

Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что бодрствующий отдых в сочетании с практикой напрямую влияет на успех обучения. Память о полученных навыках лучше усваивается, если между упражнениями есть небольшие перерывы. Большую часть информации мозг усваивает в автономном режиме в бодрствующем состоянии и намного быстрее, чем предполагали исследователи. Консолидация памяти во время бодрствования проходит в четыре раза быстрее, чем во время сна.

Исследователи также обнаружили, что частота воспроизведений во время отдыха предсказывала качество обучения. Участники, у которых мозг чаще воспроизводил сжатую информацию в периоды отдыха, демонстрировали большие скачки производительности, чем остальные. 

Материалы исследования опубликованы в статье «Consolidation of human skill linked to waking hippocampo-neocortical replay»в журнале Cell DOI: 10.1016/j.celrep.2021.109193.

Автор: ancotir

Источник

Rambler's Top100